Самолеты (сортировка по:)
Страна Конструктор Название Год Фото Текст

Ижорский завод биплан / триплан

Страна: Россия

Год: 1917

Дьяков Г.А. - моноплан - 1912 - Россия<– –>Иордан В.В. - Бимоноплан - 1913 - Россия


М.Маслов Русские самолеты Первой Мировой (Эксмо)


Самолеты Ижорского завода

   Ижорский судостроительный завод, расположенный в Колпино под С.Петербургом, являлся крупнейшим государственным предприятием, выполняющим заказы морского флота России. С 1910 г. здесь существовал воздухоплавательный отдел, который построил три дирижабля полужесткой конструкции: «Голубь» (1910 г.), «Сокол» (1911 г.), «Альбатрос» (1913 г.). В период 1914-16 гг. здесь приступили к изготовлению дирижабля «Воздушный крейсер», постройку которого по различным причинам не завершили.
   Одновременно на Ижорском заводе предпринимались попытки постройки крупных самолетов-бомбардировщиков. В период 1916-17 гг. здесь разработали проекты шестимоторных самолетов-гигантов, выполненных по схеме биплана и триплана. Силовая установка - двигатели «Рено» 220 л.с. или «Испано Сюиза» 200 л.с. Известно, что бипланный вариант был утвержден Техническим комитетом Увофлота и согласно выдачи заказа от 21 октября 1916 г. строился. Были изготовлены детали и начата его сборка. Работы прекратились при 40% готовности самолета 25 мая 1918 г.
Проект триплана рассматривался в мае 1917 г., чуть позднее признавалось разумным построить уменьшенную летающую модель этого аппарата. В результате постройка не состоялась.

Летные и технические характеристики самолетов-гигантов Ижорского завода (расчетные)
Биплан Триплан
   Размах крыльев (м) 40,0 40,0
   Площадь крыльев (м2) 276,0 200-250
   Вес пустого (кг) 6720 --
   Полезная нагрузка (кг) 2880 --
   Полетный вес (кг) 10 000 7000
   Полетная скорость (км/ч) 130-160 140-150
   Потолок (м) - 3000
   Продолжительность полета (час) 5 3


В.Шавров История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.


Биплан Ижорского завода (тип А). Следующий документ говорит о возникновении идеи и проекта этого самолета:

   "О заказе Ижорскому заводу аэроплана его системы.

   Ижорский судостроительный завод исходя из опыта войны, показавшей огромную пользу применения в авиации больших аэропланов с большим вооружением и средствами для дальних и продолжительных полетов, приступил к конструированию аэроплана, который по своим размерам, мощности двигателей и летательным качествам должен превзойти все существующие системы аэропланов. По предположительным расчетам Ижорского завода, аэроплан этот будет иметь несущую поверхность в 276 м2, силу моторов в 1440 НР, полезную нагрузку 2880 кг, считая в том числе запас бензина и масла на 5 ч полета, артиллерийский груз в 700 кг и команду из 8 человек и даст 130-162 км в час скорости полета при 2,35 м/с скорости подъема у земли.

   Таким образом, предположенный к постройке аппарат, по данным завода, должен превзойти существующие аппараты "Илья Муромец" как по грузоподъемности, так и по скорости и продолжительности полета ...".

   Проект этого самолета обсуждался в Техническом комитете Увофлота 14 июня 1916 г., был одобрен, и 21 октября 1916 г. заводу был выдан наряд на его постройку с указанием срока готовности - 1 января 1918 г.

   Самолет проектировался под шесть двигателей "Рено" по 220 л. с., которые устанавливались в ряд по нижнему крылу. Полетная масса расчетная была принята 9600 кг. При продувке качество самолета получилось 5,4 при масштабе модели 1 : 50. Чертежей этого самолета пока не обнаружено. Известен размах крыльев (одинаковых) 40,0 м, длины хорд 3,5 м и высота коробки крыльев 3,5 м.

   Постройка самолета началась в конце 1916 г. В журнале Технического комитета 30 мая 1917 г. отмечалось, что "... конструирование и заготовка частей биплана уже закончена и в настоящее время заводом производится его сборка. Одновременно с этим все отдельные части биплана подвергаются испытаниям на прочность до их разрушения и по возможности в тех же условиях, в коих им придется работать на аппарате. Запас прочности частей биплана взят около 3, но предварительная затяжка проволок при расчете прочности во внимание не принималась..., биплан имеет нейтральный при нормальном полете стабилизатор, угол встречи которого можно изменять в зависимости от условий полета. Крылья биплана поперечного V не имеют, вертикальные рули имеют площадь около 30 м2. Неподвижных вертикальных килей аппарат не имеет вовсе. Вес всего аппарата, как выяснилось теперь, входит в расчетную норму".

   Дальнейшие подробности постройки неизвестны. 25 мая 1918 г. она была прекращена на 40 %-ной готовности самолета.

   Самолет был безусловно интересным и представлял собой значительный шаг вперед по сравнению с "Муромцами". Он имел ненесущее горизонтальное оперение, центровку примерно на 1/3 хорд крыльев и удовлетворительную статическую продольную устойчивость. Самый факт проектирования и постройки такого самолета говорит о том, что русская техническая мысль была на высоком уровне. Ведь в середине 1916 г. за границей еще не было построено самолета, равного по размерам даже "Муромцу", не говоря уже о более крупных.


Самолет||Биплан Ижорского завода
Год выпуска||1917
Количество двигателей||6
Двигатель, марка||
   Мощность||220
Размах крыла, м||40,0
Площадь крыла, м2||276,0
Масса пустого, кг||6400
Масса топлива+ масла, кг||1800
Масса полной нагрузки, кг||3200
Полетная масса, кг||9600
Удельная нагрузка на крыло, кг/м2||34,8
Удельная нагрузка на мощность, кг/лс||7,2
Весовая отдача, %||33,0
Скорость максимальная у земли, км/ч||160


Триплан Ижорского завода. О нем имеется несколько документов. Первый из них - журнал Технического комитета УВВФ от 9 мая 1917 г., где "был рассмотрен проект большого триплана, представленный Начальником Ижорского завода ... Завод, не ожидая окончания постройки заказанного ему ранее гигантского биплана, предлагает построить триплан с несколько меньшей площадью крыльев и с большею скоростью полета". Данные триплана: полетная масса - 7000 кг, потолок - более 3000 м, шесть двигателей "Испано-Сюиза" по 220 л. с., запас топлива на 2 часа полета, вооружение - шесть пулеметов и бомбы. Стоимость без двигателей 175 тыс. руб. и срок постройки 10 месяцев.

   30 мая было заслушано предложение инженера Кондратьева построить и испытать летающую модель триплана с двумя двигателями "Анзани" по 40 л. с. На это комитет согласился. Но завод представил проект триплана с двигателем "Рено" в 220 л. с. с полетной массой 1200 кг, поверхностью крыльев 40 м2 и скоростью 170 км/ч.

Это предложение рассматривалось 27 июля и на этот раз Технический комитет нашел, что предлагаемый триплан не представляет собой уменьшенной модели гигантского триплана и "испытания его не могут дать оснований для суждения о качествах большого аппарата", тем более, что "боевого значения в настоящее время проведение в жизнь этого аппарата иметь не может".

Вопрос о постройке летающей модели и самого триплана был оставлен открытым.

Сохранился схематический чертеж триплана и некоторые данные о нем. Они совпадают с цифрами "журнала" с добавлением следующих: профиль крыльев - "Эйфель-32", хорда крыльев 3,0 м, плечо горизонтального оперения - 3,55 хорды крыльев.

Предложение о постройке экспериментальной летающей модели самолета, сделанное русскими конструкторами в 1917 г., по-видимому, является первым в мире.


Самолет||Триплан Ижорского завода
Год выпуска||1917
Количество двигателей||6
Двигатель, марка||
   Мощность||220
Размах крыла, м||24,0
Площадь крыла, м2||216,0
Полетная масса, кг||7000
Удельная нагрузка на крыло, кг/м2||32,4
Удельная нагрузка на мощность, кг/лс||5,8

В.Шавров - История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Схема триплана "Ижорского завода"