Самолеты (сортировка по:)
Страна Конструктор Название Год Фото Текст

Касяненко Касяненко-5

Страна: Россия

Год: 1917

Fighter

Касяненко - Касяненко-4 - 1913 - Россия<– –>Кебурия В.С. - самолет - 1912 - Россия


М.Маслов Русские самолеты Первой Мировой (Эксмо)


Самолеты братьев Касяненко

   В период 1910-13 гг. Евгений Иванович Касяненко, совместно с братьями Иваном и Андреем - все трое студенты Киевского политехнического института - построил четыре вполне успешных для той поры самолета («Касяненко №1, №2, №3, №4»). В 1916 г. братья спроектировали и построили весьма оригинальный самолет, получивший наименование «Касяненко №5». Он предполагался в качестве истребителя, с размещением одного пулемета перед летчиком. Ротативный двигатель «Гном-Моносупап» 100 л.с. размещался в центральной части фюзеляжа и имел удлиненный вал к хвостовой части, где был установлен толкающий трехлопастной деревянный винт. Для защиты воздушного винта вертикальное оперение было продолжено книзу и заканчивалось усиленным костылем. Указанная компоновка позволяла разместить летчика в носовой части фюзеляжа, обеспечив ему наиболее благоприятный обзор. Фюзеляж представлял собой выклеенный из шпона деревянный монокок очень чистых аэродинамических форм.
   Коробка крыльев крепилась на особом узле по бортам фюзеляжа, позволяющем осуществлять изменение угла установки крыльев в полете.
   Самолет №5 построили в мастерских Киевского политехнического института. 1 июля 1917 г. при совершении первого подлета был сломан костыль и хвостовое оперение с воздушным винтом. Дальнейших сведений о судьбе самолета не имеется.
   Самолет №5 является не последней конструкцией братьев Касяненко. В 1921 г. на базе ремонтного авиазавода №6 в Киеве строился небольшой самолет, называемый «Касяненко №6». Аппарат предполагалось использовать в кавалерии в качестве разведчика, для чего он делался разборным и, по возможности, максимально легким.

   Основные размеры «Касяненко №5»
   Размах верхнего крыла (м) 7,25
   Размах нижнего крыла (м) 6,65
   Длина в линии полета (м) 6,96


В.Шавров История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.


Истребитель "Касяненко № 5". Экспериментальный одноместный истребитель-биплан с изменяемым в полете углом установки коробки крыльев. Двигатель "Гном-Моносупап" в 100 л. с. был установлен в фюзеляже - фанерном монококе, от него шел длинный вал к винту в конце фюзеляжа. Вертикальное и горизонтальное оперения - в форме отдельных рулей, ограждавших винт, деревянный трехлопастный (по-видимому, впервые в России). Коробка крыльев могла поворачиваться вокруг узлов на средних стойках. Самолет строился в мастерских Киевского политехнического института. Испытывался в конце июня 1917 г. 1 июля при посадке, после подлета, произошла поломка: сломался костыль, а за ним винт и хвост фюзеляжа. Дальнейших сведений о самолете нет.


Самолет||Истребитель
Год выпуска||1917
Количество двигателей||1
Двигатель, марка||
   Мощность||100
Длина самолета, м||6,96
Размах крыла, м||7,2
Площадь крыла, м2||5,3
Масса топлива+ масла, кг||70+20
Масса полной нагрузки, кг||175
Продолжительность полета, ч||2,5


W.Green, G.Swanborough The Complete Book of Fighters


KAZYANENKO No 5 Russia

   A highly original single-seat fighter was designed at the Kiev Polytechnic Institute in 1917 by three brothers, Yevgeny, Ivan and Andrei Kazyanenko. Built in the Institute workshops and referred to as the No 5, the fighter was a single-bay biplane and the angle of the mainplanes was adjustable relative to the centre struts. The 100 hp Gnome Monosoupape rotary engine was mounted over the cg in the plywood monocoque fuselage, driving a three-bladed pusher propeller mounted behind a cruciform tail. The pilot was seated in the nose of the aircraft and was provided with a single machine gun. Flight testing was initiated at the end of June 1917, but, on 1 July, the tailskid broke during landing, resulting in serious damage to the propeller, the tail assembly and the extension shaft. It would seem that further development was abandoned.

Span, 23 ft 9 1/2 in (7,25 m).
Length, 22 ft 10 in (6,96 m).


H.Nowarra, G.Duval Russian Civil and Military Aircraft 1884-1969


Another interesting design was rejected at about this time, a pusher fighter by E. I. Kasyanenko, of Petrograd. Due to the difficulties experienced by the Imperial Air Service in obtaining the required quantity of efficient interrupter gears for forward-firing machine-guns on tractor-engined aircraft, Kasyanenko adopted the ideas of the French designers, Ruby and Tatin, and built a small biplane with a Gnome Monosoupape engine in the nose. The propeller was positioned at the rear end of the fuselage, being driven from the engine by a long shaft. With such a radical departure from normal design practice, it was hardly surprising that the machine did not fulfil all expectations on its first test flight. More test flying and modifications were required, but the Russian military outlook at that time left no room for experiments of this nature, and the machine was abandoned.

М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
«Касяненко №5» в процессе проведения летных испытаний. Лето 1917 г.
М.Маслов - Русские самолеты 1914-1917
в процессе проведения летных испытаний. Лето 1917 г.
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
H.Nowarra, G.Duval - Russian Civil and Military Aircraft 1884-1969
Kasyanenko's biplane;
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
Демонстрация легкой конструкции самолета «Касяненко №6»
В.Шавров - История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Схема истребителя "Касяненко № 5"
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
Схема самолета «Касяненко №5»
W.Green, G.Swanborough - The Complete Book of Fighters
The highly original Kazyanenko No. 5.