Самолеты (сортировка по:)
Страна Конструктор Название Год Фото Текст

Виллиш А.Ю. ВМ-5

Страна: Россия

Год: 1917

Виллиш А.Ю. - ВМ-2 / ВМ-4 - 1916 - Россия<– –>Виллиш А.Ю. - ВМ-6 - 1918 - Россия


М.Маслов Русские самолеты Первой Мировой (Эксмо)


Виллиш ВМ-5

   Проект летающей лодки-истребителя ВМ-5 с двигателем «Клерже» Виллиш разработал во второй половине 1916 г. Поначалу самолет предполагалось строить на заводе Лебедева, однако в апреле 1917 г. конструктор перешел на фабрику Ф. Мельцера, поэтому изготовление началось уже на новом месте.
   ВМ-5 представлял собой одноместный лодочный биплан, оснащенный двигателем «Клерже» с толкающим воздушным винтом. Двигатель в пространстве между крыльями, его картер прикрыт яйцевидным капотом, охватывающем топливный бак и элементы конструкции. Корпус лодки имел совершенные, изящные формы, предполагающие высокую продуманность конструкции с точки зрения прочности и мореходности. Каркас лодки ясеневый, обшивка фанерная, с использованием распространенных приемов ее крепления и предохранения от воды.
   Крылья с небольшой стреловидностью крепились между собой «I»-образными стойками. Элероны только на верхнем крыле, нижнее крыло имело поплавки боковой остойчивости, закрепленные без зазора на его нижней поверхности.
   Предполагаемый по проекту курсовой пулемет размещался в обтекателе перед пилотом - на практике его установка не осуществлялась.
   Контракт на изготовление двух аппаратов типа ВМ-5 был получен Ф. Мельцером 15 июля 1917 г., первый экземпляр изготовили в октябре того же года, второй экземпляр - месяц спустя.
   Наступившая зима не позволила испытать сразу ни один из этих двух самолетов, последующая неопределенность 1918-го года еще более затянула решение судьбы ВМ-5. Известно, что испытания самолета на лыжном шасси со снятыми боковыми поплавками и реданом состоялись в период 25-29 марта 1919 г. Каких-либо последствий это событие не имело, дальнейшая судьба ВМ-5 осталась неясной.

Летные и технические характеристики ВМ-5
   Размах верхнего крыла (м) 9,30
   Размах нижнего крыла (м) 8,60
   Длина в линии полета (м) 7,90
   Вес пустого (кг) 550
   Полезная нагрузка (кг) 225-250
   Полетная скорость (км/ч) 160-180
   Время набора высоты 2000 м (мин) 8-11
   Продолжительность полета (час) 2


В.Шавров История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.


Летающая лодка ВМ-5. По назначению это был морской одноместный истребитель - летающая лодка полуторапланной одностоечной схемы с толкающей установкой двигателя "Клерже" в 130 л. с. Как назначение, так и схема его возникли в соответствии с требованиями боевой обстановки на Балтике в 1917 г. и под несомненным влиянием самолета-истребителя М-11. Задача создания летающей лодки-истребителя, казалось, была решена с появлением самолета М-11, но когда М-11 себя не оправдал, эта задача вновь возникла, более усложненная. В 1917 г. от такого самолета уже требовалась большая скорость и более высокие летные качества. Поэтому был принят более мощный двигатель и весь самолет был спроектирован более тонким, а редан сделан приставным на узлах.

Верхнее крыло - двухлонжеронное, нижнее - однолонжеронное, стойки коробки крыльев Т-образные. Стабилизатор имел площадь всего 0,5 м2, а площадь рулей высоты и направления вместе составляли 3,2 м2. Ожидаемая скорость была около 150 км/ч. Самолет ВМ-5, начатый в 1917 г., был вывезен на гидродром слишком поздно и не мог быть испытан до зимы, поэтому к нему были пристроены лыжи. Но к 1918 г. интерес к такому самолету был потерян, самолет не был закончен и не испытывался. Более перспективным считался самолет Энгельса, строившийся одновременно с МВ-5 у Мельцера и показавший скорость 170 км/ч.

М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
Летающая лодка ВМ-5 в Петрограде. 1917 г.
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
Испытания ВМ-5 на лыжах в марте 1919 г.
В.Шавров - История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Летающая лодка ВМ-5