Самолеты (сортировка по:)
Страна Конструктор Название Год Фото Текст

Сикорский Илья Муромец серии Г

Страна: Россия

Год: 1915

Сикорский - Илья Муромец серии В - 1915 - Россия<– –>Сикорский - С-17 / С-XVII - 1915 - Россия


М.Маслов Русские самолеты Первой Мировой (Эксмо)


«Илья Муромец» тип Г

   «ИМ» серии Г, постройка которых началась в декабре 1915 г., явились наиболее многочисленными кораблями - их общее количество составило до полусотни экземпляров. Одновременно, не все указанные аппараты можно безоговорочно отнести к данной серии, известно, что часть «ИМ» тип В переделывалась в тип Г и с некоторыми допущениями может быть названа промежуточным типом.
   Основной причиной появления новой модификации явилась недостаточная несущая поверхность крыльев: экипажи докладывали, что в кампании 1915 г. воздушные корабли «ИМ» с полной боевой нагрузкой не достигают высоты полета 2500-3000 метров. Поэтому в машинах серии Г-1 площадь крыльев увеличилась со 120-125 м2 до 148 м2. Характерным отличием отдельных «ИМ» Г-1, при увеличении хорды верхнего крыла, стали элероны меньшей площади. Силовая установка включала двигатели «Санбим» 150 и 160 л.с., «Аргус» 125 и 140 л.с., «Бердмор» 160 л.с., РБВЗ-6 150 л.с. и «Рено» 220 л.с. в разных комбинациях.
   В ходе развития производства серии Г несущая поверхность крыльев еще более увеличилась и достигла 160 м2. Зачастую эти аппараты определяются как Г-2. Однако наиболее вероятно, что данное обозначение не получило распространения и основная масса «ИМ» образца 1916 г. шла как обобщенный тип Г. Одновременно использовались названия по типу установленных двигателей. Так, самолеты, оснащенные двигателями 4 х РБВЗ-6 150 л.с. назывались «Руссобалт», со смешанной силовой установкой 2 х РБВЗ-6 + 2 х «Рено» - «Ренобалт».
   Серия Г-3 отличалась усилением конструкции планера и увеличением количества оборонительных пулеметов до 6. Топливные сигарообразные баки на части машин вынесены над верхним крылом. Все машины серии Г отличались постоянным увеличением площади остекления передней части фюзеляжа. В Г-3 кабина пилотов представляла полностью остекленный прозрачный фонарь.
   На фронт первые 4 экземпляра Г-3 поступили уже в конце 1917 г., поэтому в боевых действиях мировой войны не участвовали.
   В начале 1917 г., суммируя все ранее произведенные улучшения, предполагалось строить серию Г-4. Первый такой самолет испытывался в июне - июле 1917 г., позднее построили несколько экземпляров данной модификации.
   Первые корабли «Илья Муромец» серии Г начали поступать на фронт в январе 1916 г. В течение года всего поступило 32 таких аппарата и еще 3 аппарата серии В. 1916-й является периодом наиболее активного и массового использования «Муромцев» на фронте. Вместе с оставшимися в начале года 10-ю старыми кораблями серии В и четверкой новых аппаратов серии Д и Е общее количество «ИМ» в течение 1916 г. можно определить без малого в 50 машин.
   К участию в боевых вылетах по ряду причин привлекалось не более 10-15 экземпляров. Основные потери приходились на многочисленные аварии по погодным условиям, по причине повреждений, изношенности материальной части, ошибок пилотирования.
   Лишь один «Муромец» был потерян в боевых условиях на Западном фронте в период наибольшей активности русской авиации в августе-сентябре 1916 г. Им оказался «ИМ» №188 поручика Д.Д. Макшеева, сбитый немецкими истребителями 12 сентября 1916 г. в районе местечка Чухны при отходе от объекта бомбардировки - станции Боруны.
   Одновременно в указанный активный период, стрелки «Муромцев» заявили о более чем десятке сбитых немецких истребителях. Очевидно, за свою «колючесть» бортовых пулеметов воздушные корабли получили на фронте в этот период разговорное прозвище - «ежи».
   В связи со сложными метеоусловиями базирования в Пскове в ноябре 1916 г. Эскадру воздушных кораблей в составе 13 самолетов «Илья Муромец» перевели значительно южнее, в Винницу. В этот период на Западном фронте оставалось 3 боеспособных корабля 3-го отряда и на Юго-Западном фронте 4 корабля 1-го отряда. Боевые вылеты до конца года практически не производились.
   Всего за 1916 г. самолеты «Илья Муромец» совершили 156 боевых вылетов и сбросили на противника 1180 пудов бомб.

Окончание практического использования

   Начальный период гражданской войны, сопровождаемый безвластием, анархией и растаскиванием военного имущества, привел к тому, что отдельные экземпляры «Муромцев» оказались в руках разных хозяев: в Красной Армии (Северная Группа воздушных кораблей - СГВК), в авиации самостийной Украины, в авиации 1-го Польского корпуса (один экземпляр). При этом из 20 аппаратов «Илья Муромец», имевшихся в Эскадре на начало 1918 г., ни один экземпляр в создавшейся обстановке не использовался достойным образом. Практически все эти машины в короткий срок сгинули в революционной неразберихе.
   Лишь в 1919 г., после изготовления на РБВЗ 13 разнотипных экземпляров, «красным» удалось приступить к воссозданию соединения под названием ДВК (Дивизион воздушных кораблей). Указанные аппараты собирались из старых заводских заделов, поэтому имели отдельные конструктивные элементы от типов Г-1 и Г-3. Всего с РБВЗ в период 1918-20 гг. в Дивизион воздушных кораблей поступило 20 самолетов «Илья Муромец». Базирование ДВК поначалу осуществлялось в Липецке, а позднее, с августа - сентября 1919 г., - в Сарапуле.
   За весь 1919 г. «Муромцы» ДВК совершили несколько боевых полетов на Южном фронте против армии генерала Деникина и кавалерии генерала Мамонтова.
   В июле 1920-го «Муромцы» с красными звездами совершили два вылета против польской армии в районе Бобруйска, а в августе 1920-го несколько удачных вылетов на Юго-Западном фронте против войск генерала Врангеля. Эти немногочисленные вылазки, по причине малой надежности и ветхости используемой техники, прежде всего опасные для самих экипажей самолетов, стали последними боевыми эпизодами в истории «Муромцев».
   В 1921 г., согласно решению Советского правительства, была открыта почтово-пассажирская линия Москва-Харьков, для обслуживания которой выделили 6 изрядно изношенных «ИМ» Дивизиона воздушных кораблей. За летний период, до закрытия линии 10 октября 1921 г., удалось совершить 76 рейсов, в которых перевезли 60 пассажиров и более 2 тонн грузов.
   В начале 1922 года, по причине изношенности самолетов и отсутствия новых поступлений, Дивизион воздушных кораблей расформировали, а оставшееся имущество передали для создания летной школы в городе Серпухове (Школа воздушной Стрельбы и бомбометания - «Стрельбом»). В период 1922-23 гг. летчик Б.Н.Кудрин совершил на последнем летном экземпляре «ИМ» №285 в районе Серпухова порядка 80 полетов. Это были последние подъемы в воздух легендарных воздушных кораблей конструкции Сикорского.


Летные и технические характеристики «ИМ» тип Г
   заводской № 182 №183
   Размах верхнего крыла (м) 30,87 30,87
   Размах нижнего крыла (м) 22,0 22,0
   Длина (м) 17,1 17,1
   Площадь крыльев (м2) 159,6 148,0
   Вес пустого (кг) 3800 3800
   Полетный вес (кг) 5500 6100
   Полетная скорость (км/ч) 137 110
   Потолок (м) 4600 -
   Продолжительность полета (час) 4 4
   Суммарная мощность двигателей: 640 л.с. 600 л.с.
   «Бердмор» 160 л.с. 4 -
   «Санбим» 150 л.с. - 4


В.Шавров История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.


"Илья Муромец" серии Г. Эти самолеты серии Г, начатые выпуском в декабре 1915 г., отличались от самолетов серии В несколько большими размерами и в особенности шириной (хордой) верхнего крыла (3,2 м) и нижнего (2,46 -2,6 м) Экипаж - 6 человек. Масса самолета без двигателей стала 2800 кг. Были следующие комбинации четырех двигателей: "Санбим" по 150 и 160 л. с , "Аргус" по 125 и 140 л с., "Бердмор" по 160 л. с. и РБЗ-6 по 150 л. с., а также два "Рено" по 220 л. с. с двумя РБЗ-6 или "Санбим".

Расход топлива и масла составлял для "Рено" с РВЗ-6 176 кг/ч, а для четырех двигателей РБЗ-6 - 137 кг/ч.

"Илья Муромец" серии Г-1 (ИМ-Г-1) по конструкции был сходен с "Ильёй Муромцем" серии В, но отличался от своего предшественника менее развитыми элеронами. Первые экземпляры были оснащены двигателями "Санбим" в 150 л. с.; два из них - двигателями "Санбим" в 160 л. с. На одном из них, носившем название "Корабль Киевский" (второй по счету), стояли четыре двигателя "Аргус" но 140 л. с. каждый (возможно два по 140 и два по 125 л. с.), снятые с отслуживших самолетов. В конце 1916 г. начали поступать РВЗ-6, которые и стали основными для "Муромцев" и применялись потом в паре с двигателями "Рено" в 220 л. с. или без них.

   Несколько экземпляров, начатые как Г-1, были по ходу постройки переделаны в Г-2, Г-3 и Г-4. Один из самолетов Г-1 был переделан в Д-3.

"Илья Муромец" серии Г-2 ( "Руссобалт" усиленный, ширококрылый). Эта серия была начата в 1916 г. выпуском одного экземпляра. Потом после первых серий Г-3 и Г-4 она была продолжена в 1917-1918 гг. Всего было построено 8 экземпляров.

   От самолетов серии Г-1 эти самолеты отличались прежде всего одним очень важным нововведением - стрелковой кабиной, "пулеметным гнездом" в концевой части фюзеляжа. При этом конструкция фюзеляжа еще не была изменена и стрелковая кабина занимала последний, заостренный в плане отсек фюзеляжа, начинаясь от заднего лонжерона стабилизатора. Размеры ее были: длина 0,8 м, ширина 0,6 м и высота 0,7 м. Кабина эта, первоначально очень тесная, была потом увеличена. Пулемет стоял на шкворне в крайней задней точке фюзеляжа.

   В связи с появлением этой кабины было изменено вертикальное оперение.

   На первом экземпляре самолета серии Г-2 был плоскодонный бензобак, состоявший из трех секций и помещавшийся на крыше носовой части фюзеляжа. В баке было отверстие для выхода стрелка на верхнюю площадку. За баком был обтекатель из алюминия и люк с пулеметом "Люис", который мог перемещаться от одного борта к другому.

   На самолетах более поздних выпусков стояли бензобаки обычного для "Ильи Муромца" типа - цилиндрические с обтекаемыми концами - между центропланом и фюзеляжем, каждый на 345 кг бензина. Крылья были установлены под углом 9°, двигатели - под углом 4°. Площадь элеронов - 14,5 м2, стабилизатора - 24 м2, рулей высоты - 11,5 м2, рулей направления - 7 м2. Вооружение: 5 пулеметов и 170 кг бомб.

В последних самолетах этого типа, сданных уже в 1918 г., хвостовая стрелковая кабина была удлинена.

На одном из самолетов этой серии, носившем по преемственности название "Корабль Киевский" (третий), было установлено четыре двигателя "Бердмор" ("Бедмор") в 160 л. с. Этот самолет по своим летным качествам был лучшим из всех "Муромцев". В начале 1917 г. под управлением капитана И. С Башко на нем была достигнута высота 5200 м при общей нагрузке 1340 кг. Скорость его достигала 137 км/ч, полная нагрузка - 115 пудов (1900 кг). Отмечалось, что высота 5200 м вовсе не была пределом и подъем был прекращен из-за кислородного голодания экипажа.

   Самолеты серии Г-2 проработали всю гражданскую войну и после ее окончания применялись на первой в РСФСР воздушной линии Москва-Харьков

   Воздушные корабли с четырьмя двигателями РБЗ-6 назывались сокращенно "Руссобалт", а с двумя "Рено" и двумя РБЗ-6 - "Ренобалт" независимо от их серий. Размеры и конструкция самолетов этой серии обычно оставались без изменений, поскольку во время гражданской войны РБЗ-6 ставились иногда просто из-за отсутствия двигателей "Рено"

"Илья Муромец" серии Г-3 ( "Ренобалт" усиленный, ширококрылый). Самолеты этой серии, строившиеся в 1916-1918 гг., представляли собой дальнейшую модификацию самолетов серии Г-2 с повышенной боеспособностью

   Сделаны были штыри для установки пулеметов в отверстиях дверей, люк в полу кабины для стрельбы вниз под хвост, а хвостовое пулеметное гнездо сделано более широким, удлиненным, заходившим за заднюю кромку рулей. Пол в фюзеляже был устроен так, что подвижная кассета для сбрасывания бомб в вертикальном положении могла быть легко заменена кассетами (шкафами) для сбрасывания бомб в горизонтальном положении. Кабина была удлинена назад.

   Два цилиндрических бензобака были установлены над верхним крылом вблизи центроплана, маслобаки были помещены у двигателей. В первых экземплярах самолетов серии Г-3 бензобаки помещались под центропланом. Два руля направления были установлены у концов стабилизатора, площадь которого составляла 26 м2. Было установлено два киля - верхний и нижний - по оси самолета. Конструкция - сварная из труб с полотняной обтяжкой.

   Тросовое управление от штурвальной рамы шло в передней половине фюзеляжа снаружи в отличие от внутренней проводки в предыдущих сериях. Педали были снабжены секторами, что избавляло тросы от чрезмерной вытяжки при больших отклонениях рулей.

   Головная часть фюзеляжа была полностью остеклена. По сравнению с серией Г-2 на самолетах новой серии были усилены шасси и стойки коробки крыльев. В растяжки коробки крыльев была введена третья проволока. В результате всех усилений масса планера самолета возросла до 2300 кг Скороподъемность и потолок понизились - скорость изменилась мало Вооружение - 6 пулеметов и 190 кг. бомб и стрел. Всего было построено 8 экземпляров (как и Г-2), не совсем идентичных, поскольку эти самолеты выпускались на протяжении двух лет Последние 2-3 экземпляра вышли в 1918 г., будучи собраны из старого задела.

"Илья Муромец" серии Г-4 ( "Ренобалт" усиленный, ширококрылый). Постройка этого самолета (1917-1918 гг. ) явилась результатом большой работы по проверке прочности "Муромцев", проведенной в Увофлоте Самолет серии Г-4 был прямым развитием Г-3 без существенных различий, но запас прочности был доведен до 3,5-кратного, а местами и до 4,5-кратного, масса корабля возросла ненамного против поздних экземпляров Г-3 Усовершенствованный корабль Г-4 испытывался в июне-июле 1917 г и был признан вполне пригодным для серийной постройки. Было выпущено несколько экземпляров.


Самолет ИМГ-1 (№ 183) ИМГ-1 (№ 187) ИМГ-1 (№ 190, Г-44) ИМГ-1 ИМГ-2 ИМГ-2 ИМГ-2 (3) ИМГ-2 ИМГ-3 ИМГ-3 ИМГ-3 ИМГ-2 усиленный ИМГ-4 усиленный

Год выпуска 1915 1916 1916 1916 1916 1916 1916 1916 1916 1916 1917 1917 1917

Количество двигателей 4 4 4 4 4 2 2 4 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2

Двигатель, марка РБЗ-6 РБЗ-6 РБЗ-6 РБЗ-6 РБЗ-6 РБЗ-6 РБЗ

   Мощность. л. с. 150 125 140 160 150 220 150 160 150 150 220 150 220 150 220 150 220 150 220 150

Длина самолета, м 17,1 17,1 17,1 17,1 17,1 17,1 17,1 17,1 17,1 17,1 17,1 17,1 17,1

Размах крыла (верхн.) (нижн.) 30,87 22,0 30,87 22,0 30,87 22,0 30,87 Т2" 30,87 22,0 30,87 22,0 30,87 22,0 30,87 22,0 30,87 22,0 30,87 22.0 30,87 22,0 30,87 22,0 30,8/ 22,0

Площадь крыла, м2 148 148 148 148 159,6 159,6 159,6 159,6 159,6 159,6 159,6 159,6 159,6

Масса пустого, кг 3800 3700 3750 3800 3800 3800 3800 3800 3800 3800 4070 3800 3900

Масса топлива+ масла, кг 600 500 550 650 600 740 686+57 600 880 880 686+57 686+57 686+57

Масса полной нагрузки, кг 1300 1500 1600 1560 1500 1700 1700 1470 1600 1500 1530 1500 1500

Полетная масса, кг 6100 5200 5350 5100 5300 5500 5500 5300 5400 5300 5600 5300 5400

Удельная нагрузка на крыло, кг/м2 34,5 35, 1 35,2 36,5 33,2 34,5 34,5 33 33,8 33,1 35,0 33,2 33,8

Удельная нагрузка на мощность, кг/лс 8,5 10,4 9,6 8,4 8,8 7,4 8,6 8,8 7,3 7,2 7,6 7,1 7,3

Весовая отдача,% 25 29 30 28 28 31 31 27,5 29,6 28,3 27,3 28,3 28

Скорость максимальная у земли, км/ч 110 120 125 135 115 120 137 115 115 115 115 120 128

Скорость посадочная, км/ч 75 75 75 75 75 75 78 78 80 78 80 78 78

Время набора высоты 1000 м, мин 8 9 6 10 7,3 12 11 9 10

Время набора высоты 2000м, мин 18 20 14 22 17 29 27 20 25

Время набора высоты 3000м, мин 35 40 35 48 44 40 78

Потолок практический, м 4000 3500 4600 3200 3400 2700 2800 3500 3300

Продолжительность полета, ч 4,0 4,0 4,0 4,0 4,0 4,0 4,5 4,0 4,0 4,0 4,0

Дальность полета, км 440 500 460 480 540 460 570 460 460 480 550

Разбег , м(с) 450 350 220

Пробег, м(с) 250 250 300 250 250


В.Кондратьев Самолеты первой мировой войны


ИЛЬЯ МУРОМЕЦ

МОДИФИКАЦИИ

<...>
   «Илья Муромец» серии Г (ИМ-Г, ширококрылый): выпускался с декабря 1915 года. От серии «В» отличался более крупными размерами, шириной (хордой) крыльев, усиленным стрелковым вооружением, а также - увеличенным до 6 человек экипажем.
   Применялись разные типы моторов в различных комбинациях: «Санбимы» по 150 или 160 л.с., «Аргусы» по 125 или 140 Л.С., РБВЗ-6 по 150 л.с., «Бердморы» по 160 л.с. и «Рено» по 220 л.с. В зависимости от мощности двигателей летные характеристики заметно варьировались. Самолеты с моторами РБВЗ назывались «Руссобалты», а с двигателями «Рено» - «Ренобалты».
   Серия «Г» выпускалась с 1916 по 1918 год и включала в себя несколько субмодификаций:

   Г-1 (ИМ-Г-1): переходная модель, очень похожая на самолеты серии «В». Отличалась лишь менее развитыми элеронами.

   Г-2 (усиленный, ширококрылый): от предыдущих модификаций отличался прежде всего мощным защитным вооружением. В хвостовой законцовке фюзеляжа - кабина стрелка со шкворневой установкой пулемета «Льюис». Еще два пулемета на стрелковой площадке в вырезе верхнего крыла (или в люковой установке на крыше фюзеляжа за крылом) и по одному - в окнах фюзеляжа.
   В целом вооружение обеспечивало почти сферический обстрел, но при этом бомбовая нагрузка сократилась до 170-180 кг, что было слишком мало для столь крупной машины. Построено 8 самолетов серии Г-2.

   Г-3: наиболее хорошо вооруженная модификация «Муромца». К пяти пулеметам, установленным на Г-2, добавлен еще один в нижней люковой установке. Усилен каркас фюзеляжа и крыльев, введены некоторые изменения в бензосистему и систему управления. Бомбовая нагрузка - 190 кг. До революции выпущено 8 экземпляров.

   Г-4: то же, что и Г-3, но запас прочности силового набора увеличен с 3,5-кратного до 4,5-кратного. Весной- летом 1917-го построено около 10 штук.
<...>


А.Шепс Самолеты Первой мировой войны. Страны Антанты


С-22 - С-26 «Илья Муромец», 1914 г.

Модификации

<...>
   ИМ-Г-1 - развитие серии ИМ-В, отличался меньшей хордой элеронов. Устанавливались двигатели «Санбим» по 150л. с., позднее - двигателя «Рено» по 220 л. с. и два РВВЗ-6 по 150 л. с. Несколько Г-1 в ходе постройки переделывались в серии Г-2, Г-3 и Г-4.
   ИМ-Г-2 - восемь экземпляров, отличавшихся наличием задней кабины со шкворневой пулеметной установкой. Кабина была очень тесной. Изменилось вертикальное оперение. Вместо хвостового руля поворота - небольшой киль. На первом экземпляре - плоский топливный бак, на остальных - обычные круглые двигатели, в основном четыре РБЗ-6 по 150 л. с., были и с двумя «Рено» по 228 л. с. и двумя РБЗ-6 по 150 л. с. Достигнут потолок 5200 м. Эксплуатировались и после Г ражданской войны на линии Москва-Харьков.
   ИМ-Г-3 (усиленный) - развитие серии Г-2. Хвостовое гнездо удлинено до задней кромки руля высоты, более просторное. Бензобаки над верхним крылом. Кабина имела большую площадь остекления. Пол в фюзеляже имел люки для сбрасывания бомб в горизонтальном положении. Рули поворота вынесены на концы стабилизатора. Ставился небольшой нижний киль. Усилена конструкция крыльев и стоек шасси. Шкворневые установки появились в проемах дверей. Построено 8 машин этого типа.
   ИМ-Г-4 - внешне не отличался от Г-3, но была усилена несущая конструкция. Двигатели те же, что и на Г-2 и Г-3.
<...>

Показатель С-23 ИМ-В учебный 1915 г. С-23 ИМ-В № 167 1915 г. С-24 ИМ-Г-1 № 190 1915 г. С-24 ИМ-Г-1 1916 г.
   Размеры, м:
   длина 17,10 17,10 17,10 17,10
   размах крыльев 28,0/19,2 29,8/21,0 30,87/22 30,87/22,0
   Площадь крыла, м2 120,0 125,0 148,0 148,0
   Вес, кг:
   максимальный взлетный 3200 5000 5350 5400
   пустого 2500 3500 3750 3800
   Двигатель: «Санбим» РБВЗ-6 «Аргус» «Санбим»
   число х мощность, л. с. 2 х 150 4 х 150 4 х 140 4 х 160
   Скорость, км/ч 90 120 125 135
   Дальность полета, км • 500 500 460
   Потолок практический, м • 3500 4000 4000
   Вооружение нет 3-4 пулемета, 490 кг бомб 4 пулемета, до 300 кг бомб 4 пулемета, до 300 кг бомб

Показатель С-24 ИМ-Г-2 1916 г. С-24 ИМ-Г-2 1916 г. С-24 ИМ-Г-3 1916 г. С-24 ИМ-Г-3 1917 г. С-24 ИМ-Г-4 1917 г.
   Размеры, м:
   длина 17,10 17,10 17,10 17,10 17,10
   размах крыльев 30,87/22,0 30,87/22,0 30,87/22,0 30,87/22,0 30,87/22,0
   Площадь крыла, м2 159,6 159,6 159,6 159,6 159,6
   Вес, кг:
   максимальный взлетный 5300 5300 5400 5300 5400
   пустого 3800 3800 3800 3800 3900
   Двигатель: РБЗ-6 «Рено», РБЗ-6 «Рено», РБЗ-6 «Рено», «Санбим» «Рено», РБЗ-6
   число х мощность, л. с. 4 х 150 2 х 220, 2 х 150 2 х 220, 2 х 150 2 х 220, 2 х 150 2 х 220, 2 х 150
   Скорость, км/ч 115 120 115 115 128
   Дальность полета, км 460 480 570 460 550
   Потолок практический, м 3500 3500 3400 2700 3300
   Экипаж, чел. • • • 6-7 6-7
   Вооружение 5 пулеметов, 170-300 кг бомб 5 пулеметов 6 пулеметов, 190-300 кг бомб 6 пулеметов, 190-300 кг бомб 2-3 пулемета


H.Nowarra, G.Duval Russian Civil and Military Aircraft 1884-1969


Early in 1916 Russo-Baltic produced the ‘Ilya Muromets’ Type G, with an increased wing area, the first machine having provision for an armament of five Lewis guns. The engine installations were dependent upon the supply situation at the time, the ‘I.M.’ Type G1 having four Sunbeam engines. Following the G1 came the G2, powered by two R.B.V.Z.-built 220 h.p. Renaults inboard and two 160 h.p. R.B.V.Z.-6 engines outboard. The Type G2 retained the increased wing area of the G1, but in this case the structure was strengthened in an attempt to obviate the fuselage twisting during turns, a fault which had an alarming effect on lateral stability and on occasion was the cause of structural failure. The Type G2 was the first machine to have both nose and tail gun positions, to which were added beam positions on the Type G3, while the G4, last of the Type G ‘I.M.’ aircraft, embodied all the modifications applied to the series.

А.Шепс - Самолеты Первой мировой войны. Страны Антанты
С-24 "Илья Муромец" серии Г-1 N 192 3-го боевого отряда Эскадры воздушных кораблей (1916г.)
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
«Илья Муромец» серии Г
В.Кондратьев - Самолеты первой мировой войны
"Илья Муромец" Тип Г-3, Эскадра Воздушных Кораблей, 1917г.
В.Обухович, А.Никифоров - Самолеты Первой Мировой войны
РБВЗ С-25-Г
В.Шавров - История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Самолет "Илья Муромец" серии Г-3 в полете
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
тип Г-3, из дивизиона воздушных кораблей, Сарапул, 1920 г.
H.Nowarra, G.Duval - Russian Civil and Military Aircraft 1884-1969
The 'Ilya Muromets' Type B, with an extended nose and deeper cabin, powered by four Argus engines.
Журнал - Flight за 1918 г.
One of the Four-engined Sikorsky Ilya Mourometz heavy bombers that served so well from 1915. Type B used four Salmson-Canton-Unne radials of 200 h.p. (two each), weighed 10,580 lb, could carry 1,102 lb of bombs, and flew at 60 miles per hour.
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
«ИМ» тип Г-3 «Руссобалт» Дивизиона воздушных кораблей, Сарапул, 1920 г.
В.Шавров - История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Журнал - Flight за 1918 г.
A Sikorsky biplane fitted with snow skids for winter flying.
H.Nowarra, G.Duval - Russian Civil and Military Aircraft 1884-1969
Ilya Muromets Type G with Russo-Baltic engines
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
«ИМ» тип Г с красными звездами в палатке-ангаре. Очевидно, зима 1919-20 гг. - пол запорошен снегом. Интерес представляет наличие входной двери по правому борту
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
Посадка «ИМ» с красными звездами
H.Nowarra, G.Duval - Russian Civil and Military Aircraft 1884-1969
The rear gun position of the Type G.
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
«ИМ» тип Г, заводской №280 («5-й боевой корабль» Дивизиона воздушных кораблей), Западный фронт, август 1920 г.
В.Шавров - История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Хвостовая пулеметная кабина самолета "Илья Муромец" серии Г-2
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
Пилотская кабина «ИМ» тип Г-3. Липецк, 1919 г.
М.Маслов - Русские самолеты 1914-1917
Пилотская кабина тип Г-3. Липецк, 1919 г.
В.Обухович, А.Никифоров - Самолеты Первой Мировой войны
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
13 апреля 1916 г. «ИМ» №184 поручика А. М. Костенчика при выполнении разведки и бомбардирования станции Даузевас в районе Фридрихштадта подвергся ожесточенному зенитному огню. Самолет сильно повредили, Костенчик был ранен и машину привел назад поручик Янковиус. При посадке на аэродроме в Зегевольде правое крыло отвалилось. За этот полет В.Ф.Янковиус был награжден Георгиевским оружием, поручик Костенчик орденом Св. Георгия 4-й степени
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
Авария «ИМ» тип Г, заводской №190, на Западном фронте 16 июля 1916 г.
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
Авария «ИМ» тип Г, заводской №187, в местечке Колодзиевка 8 апреля 1916 г.
А.Шепс - Самолеты Первой мировой войны. Страны Антанты
В годы гражданской войны самолеты "Илья Муромец" использовались обеими воюющими сторонами
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
"Илья Муромец" серии Г-1; "Илья Муромец" серии Г-3
В.Кондратьев - Самолеты первой мировой войны
"Илья Муромец" Г-3
H.Nowarra, G.Duval - Russian Civil and Military Aircraft 1884-1969
The world’s first four-engined bomber, flown extensively during the 1914 1918 War by the Imperial Russian Air Service.
H.Nowarra, G.Duval - Russian Civil and Military Aircraft 1884-1969