М.Маслов Русские самолеты Первой Мировой (Эксмо)
«Лебедь Морской-1» (ЛМ-1 или ЛМ1)
В ходе войны морское ведомство пришло к мнению, что для ведения разведки на Черном море следует иметь гидросамолеты с большой дальностью полета. Попытки получить на южный театр военных действий воздушные корабли типа «Илья Муромец» для выполнения подобных задач оказались малоуспешными. В этой ситуации представители флота со вниманием встретили предложение В.А. Лебедева построить два аэроплана «Альбатрос» типа 4а со сменным шасси (колеса, лыжи или поплавки), способные находиться в воздухе до 6 часов. Первое сообщение об этих гидросамолетах датируется 19 января 1915 г. Окончательная договоренность сторон о постройке последовала в феврале-марте. По требованию заказчика, оснащенные поплавками самолеты предстояло сдать в мае, далее провести сдаточные испытания в Севастополе, после чего доставить их к месту дислокации в Батум.
Машины получили обозначение «Лебедь Морской-1» (ЛМ-1) и представляли собой развитие трехстоечных «Альбатрос Б.1». Морское шасси состояло из двух основных и одного хвостового поплавков с плоскими гранями. Площадь вертикального оперения увеличена с добавлением подкилевого гребня. Поначалу в качестве силовой установки предполагались двигатели «Аргус» или «Австро-Даймлер», затем английские «Санбим» мощностью 150 л.с. Однако «Санбимы» прибыли осенью 1915 г., что определило задержку по срокам сдачи и дальнейшую судьбу аппаратов. В морской авиации к тому моменту все более склонялись к комплектованию частей летающими лодками, а не поплавковыми самолетами. Из двух построенных ЛМ-1 один экземпляр (№ 217) сдали на хранение в Школу морской авиации, второй - № 218 - установили на колесное шасси и с января 1917 г. эксплуатировали в авиаотряде Морской крепости Императора Петра Великого.
В 1916 г. В.А.Лебедеву для последующего копирования передали трофейный двухпоплавковый «Фридрихсгафен», определяемый как АБ-1 («Альбатрос» с двигателем «Бенц»-1). По немецкому образцу в конце 1917 г. на заводе в Таганроге выполнили два экземпляра с двигателями «Испано-Сюиза» мощностью 200 л.с. Предполагалась серия, имелся заказ на 175 машин, который на практике не реализовали.
В.Шавров История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
"Лебедь-Морской-1" (ЛМ-1) с двигателем "Санбим" в 150 л. с. вместо первоначально предполагавшегося "Рено" в 220 л. с. был выпущен заводом Лебедева весной 1916 г. Схема - трехстоечный биплан на трех поплавках. Главные поплавки были установлены с амортизаторами в задних узлах крепления, третий поплавок - под хвостом.
Самолет||ЛМ-1 (морской)
Год выпуска||1916
Количество двигателей||1
Двигатель, марка||
мощность, л. с.||150
Назначение самолета||Разведчик
Число мест||2
Длина самолета, м||10,5
Размах крыла, м||15,1
Площадь крыла, м2||49,1
Масса пустого, кг||1090
Масса топлива+ масла, кг||180+20
Масса полной нагрузки, кг||365
Полетная масса, кг||1455
Удельная нагрузка на крыло, кг/м2||29,7
Удельная нагрузка на мощность, кг/лс||9,7
Весовая отдача, %||25
H.Nowarra, G.Duval Russian Civil and Military Aircraft 1884-1969
A floatplane version of the Lebed XI was built, designated LM I (Lebed-Morskoi - Lebed-Naval) and originally fitted with the Sunbeam engine but re-engined with a Salmson. In appearance it resembled the Albatros WDD or W.I when powered by the Sunbeam, but the installation of the Salmson radically altered its profile.
А.Александров, Г.Петров Крылатые пленники России
В гидроаэроплане Лебедева "Альбатрос А. 2", иначе ЛМ-1, с заводским номером 217, также легко угадывается немецкое происхождение конструкции и опять-таки только V-образный "Санбим" 150 л. с. является чисто отечественным нововведением, да и то - импровизированным (89).