Самолеты (сортировка по:)
Страна Конструктор Название Год Фото Текст

Щетинин, Седельников М-10

Страна: Россия

Год: 1916

Школин Л.В. - Русский моноплан - 1910 - Россия<– –>Энгельс Е.Р. - Орел - 1916 - Россия


М.Маслов Русские самолеты Первой Мировой (Эксмо)


Летающая лодка М-10

   Согласно данным В.Б. Шаврова эта летающая лодка с двигателем «Гном-Моносупап» 100 л.с. строилась на ПРТВ Щетинина по проекту инженера А.Н. Седельникова. Отличалась малыми размерами и размещением пилотов друг за другом. Элероны отсутствовали, управление по крену осуществлялось при помощи гоширования, т.е. перекашивания задней кромки верхнего крыла. Для этой цели наружные Л-образные межкрыльевые стойки сходились на переднем лонжероне верхнего крыла, чем достигалась достаточная подвижность законцовок крыла.
   М-10 построили в конце 1915 г. ив январе 1916 г. испытали в Баку. В полете самолет показал недостаточную поперечную устойчивость по причине заметного влияния гироскопического момента ротативного двигателя. В ходе руления лодку ощутимо заливало водой, взлет оказался более продолжительным, чем у М-5. В целом признавалось, что М-10 проявила себя неудовлетворительно, и от ее дальнейшего совершенствования отказались. Впоследствии М-10 разобрали, ее корпус использовал штабс-капитан Е.Р.Энгельс при создании своего лодочного истребителя.

Летные и технические характеристики М-10
   Размах верхнего крыла (м) 9,20
   Длина в линии полета (м) 8,60
   Площадь крыльев (м2) около 26,0
   Вес пустого (кг) 600
   Полетный вес (кг) 900
   Скорость у земли (км/ч) 125
   Продолжительность полета (час) 4


В.Шавров История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.


Летающая лодка М-10. Эта летающая лодка была построена на заводе Щетинина А. Н. Седельниковым без участия Д. П. Григоровича. Она значительно отличалась по схеме от других "М". Лодка имела вогнутое на редане днище, была более низкой, чем М-5. Коробка крыльев - своеобразной конструкции, размах крыльев, почти одинаковых в плане, был всего 9,2 м, вместо элеронов было сделано перекашивание верхнего крыла. Бипланная коробка - двухстоечная, наружные стойки в виде "Л" сходились на переднем лонжероне верхнего крыла, обратная тросовая проводка перекашивания была скрыта и крыльях.

М-10, выпущенная весной 1916 г., с успехом прошедшая все испытания, полностью соответствовала требованиям морского ведомства. Летные качества при том же двигателе были лучше, чем у М-5. После испытаний лодка была оставлена в Бакинской летной школе в качестве тренировочного самолета.


Самолет||М-10
Год выпуска||1916
Количество двигателей||1
Двигатель, марка||
   мощность, л. с.||100
Назначение самолета||Разведчик
Число мест||2
Длина самолета, м||8,6
Размах крыла, м||9,2
Масса пустого, кг||600
Масса топлива+ масла, кг||140
Масса полной нагрузки, кг||300
Полетная масса, кг||900
Удельная нагрузка на мощность, кг/лс||9
Весовая отдача, %||33
Скорость максимальная у земли, км/ч||125
Продолжительность полета, ч||4


А.Шепс Самолеты Первой мировой войны. Страны Антанты


М-10, 1916 г.
   Размеры, м:
   длина 8,6
   размах крыльев 9,2
   Вес, кг:
   максимальный взлетный 900
   пустого 600
   Двигатель «Гном-Моносупап»
   мощность, л. с. 100
   Скорость, км/ч 125
   Дальность полета, км 500
   Экипаж, чел. 2

М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
Летающая лодка М-10 в ходе скоростного руления по воде
Форум - Breguet's Aircraft Challenge /WWW/
Форум - Breguet's Aircraft Challenge /WWW/