М.Маслов Русские самолеты Первой Мировой (Эксмо)
Летающая лодка М-2 (М-2/М-4, М-3)
Не слишком впечатляющие результаты первых начинаний не остудили желание командования российского флота строить на отечественных заводах самолеты для морской авиации. В условиях приближающейся войны и одновременного желания морского ведомства приобрести практически любые летательные аппараты, на ПРТВ активизировалась постройка следующей морской лодки, получившей обозначение М-2. В данный тип Григорович внес существенные изменения, позволяющие определять его как полноценный аппарат оригинальной постройки. При той же компоновке и двигателе, что и у М-1, размеры самолета значительно увеличились.
Соответственно возросли площадь крыльев и оперения. Корпус лодки стал шире для посадки членов экипажа рядом, ее обводы характеризовались заметной килеватостью в носовой части и вогнутым днищем в районе редана.
Испытания первого экземпляра М-2, оснащенного двигателем «Гном» 80 л.с., начались в августе 1914 г. К сожалению, уже 31 августа самолет потерпел катастрофу, в результате которой погиб летчик П.В. Евсюков. Причины несчастья достоверно не установили, однако и фактов, подтверждающих порочность конструкции, выявлено не было, поэтому изготовление последующих М-2 продолжили.
Построенные еще четыре однотипных аппарата оснастили двигателями «Гном- Моносупап» 100 л.с. Испытания первых двух экземпляров, в ходе которых проводились необходимые усовершенствования, велись в период с ноября 1914 г. по апрель 1915 г. В целом самолеты оценивались положительно, в апреле 1915 г. под обозначением Щ-2 и Щ-3 они вошли в состав морской авиации Балтийского моря, где служили до наступления 1916 г. Так как после гибели первого М-2 эти аппараты неоднократно подвергались улучшениям, в отношении их эпизодически использовалось обозначение М-3.
Весной 1915 г. две летающие лодки из четырех, поначалу определяемые как М-2, в последующем как М-2/М-4 (или М-4), прибыли на Черное море.
После проведения сдаточных испытаний в апреле 1915 г. самолеты зачислили в состав авиации Черноморского флота, и спустя короткое время один из них успешно использовали в боевой обстановке. 12 апреля аппарат с бортовым номером «29», спущенный с борта крейсера вспомогательного «Император Николай 1» в районе Босфора впервые атаковал турецкую канонерку.
Отзывы об использовании летающих лодок Щетинина-Григоровича на Черном море оказались вполне обнадеживающими, что позволило в ближайшем будущем создать новый, еще более совершенный М-5.
Летные и технические характеристики М-2/4
Размах верхнего крыла (м) 13,68
Длина в линии полета (м) 8,0
Площадь крыльев (мг) 33,5
Полетный вес (кг) 870
Скорость у земли (км/ч) 115
Время набора высоты 1000 м (мин) 7
Потолок (м) 4000
Продолжительность полета (час) 3,5
В.Шавров История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Летающая лодка М-2 (Морской второй) - более крупная, тоже двухместная, с двигателем "Клерже" в 80 л. с. Размеры и площадь крыльев были значительно увеличены, обводы лодки сильно изменены. Хвостовая часть трехгранного сечения (вершиной вверх) была приподнята на хвосте. Угол продольной килеватости был очень мал, редан вогнут и невысок. Под хвостом была пристроена на шарнирах лыжа-"лопата" с резиновым буфером для лучшего отрыва хвоста от воды на разбеге. Коробка крыльев, установленная над корпусом лодки, монтировалась на стойках мотоустановки на высоте 100 мм над лодкой. Стабилизатор был сильно увеличен. В течение лета и осени 1914 г. на летающей лодке М-2 было совершено несколько полетов, показавших, что требуется дальнейшая работа над ее схемой. Впервые в России постройка корпуса лодки М-2 производилась на стапеле килем вверх.
Самолет||М-2
Год выпуска||1914
Количество двигателей||1
Двигатель, марка||
мощность, л. с.||80
Назначение самолета||Опытный
Число мест||2
Длина самолета, м||8
Размах крыла, м||13,68
Площадь крыла, м2||33,5
Полетная масса, кг||870
Удельная нагрузка на крыло, кг/м2||26
Удельная нагрузка на мощность, кг/лс||10,9
Летающая лодка М-3 (Щ-3, Морской третий, "Щетинин третий"). Это было видоизменение самолета М-2 с двигателем "Гном-Моносупап" в 100 л. с.: корпус лодки оставлен прежний, но еще раз был изменен профиль крыльев. Полеты показали, что улучшений по сравнению с лодкой М-2 не получилось. Неудовлетворительной была мореходность. Пробовали испытывать без лыжи на хвосте - получалось хуже.
Летающая лодка М-4 (Щ-4). Этот гидросамолет являлся видоизменением М-3 с тем же двигателем. Был изменен профиль крыльев и незначительно - корпус лодки. Редан был вогнутый, низкий, угол продольной килеватости очень малый. Первоначально была лыжа "лопата", потом она была снята. Стабилизатор был сделан с изменяемым в полете углом установки, для чего служил винтовой подъемник под его передней кромкой. Работы проводились зимой 1914-1915 гг. Все проведенные изменения дали некоторое улучшение и после испытаний, проведенных в Севастополе весной 1915 г., летающая лодка М-4 была принята морским ведомством в четырех экземплярах (два на Балтийском и два па Черном море).
Самолет||М-3
Год выпуска||1914
Количество двигателей||1
Двигатель, марка||
мощность, л. с.||100
Назначение самолета||Опытный
Число мест||2
Длина самолета, м||8
Размах крыла, м||13,68
Площадь крыла, м2||33,5
Полетная масса, кг||870
Удельная нагрузка на крыло, кг/м2||26
Удельная нагрузка на мощность, кг/лс||8,7
А.Шепс Самолеты Первой мировой войны. Страны Антанты
М-2 - развитие М-1 с двигателем «Клерже» (80 л. с.).
М-3 - изменена конструкция лодки. Двигатель «Гном-Моносупап» (80 л. с.). Опытная машина.
М-4 - небольшая серия с тем же двигателем, изменена конструкция редана и крыла.
Показатель М-2 1914 г. М-3 1914 г. М-4 1914 г.
Размеры, м:
длина 8,0 8,0 8,0
размах крыльев 13,68 13,68 13,62
Площадь крыла, м2 33,5 33,5 37,9
Вес, кг:
максимальный взлетный 870 870 870
Двигатель: «Клерже» «Гном-Моносупап»
мощность, л. с. 80 100
Скорость, км/ч 100 100 100
Экипаж, чел. 2 2 2
Вооружение нет нет нет
H.Nowarra, G.Duval Russian Civil and Military Aircraft 1884-1969
Little is known of the two subsequent designs, the M.2 and M.3, but the M.4 was produced by Shchetinin. The M.4, a biplane flying-boat with a Gnome Monosoupape engine of 100 h.p., was conventional in its layout and was similar to the American Curtiss, Austro-Hungarian Lohner, French Levy and British Thompson machines.