Самолеты (сортировка по:)
Страна Конструктор Название Год Фото Текст

Григорович М-1

Страна: Россия

Год: 1913

Голубов Б.В. - самолет - 1909 - Россия<– –>Григорович - М-2 / М-3 / М-4 - 1914 - Россия


М.Маслов Русские самолеты 1914-1917


Летающая лодка М-1.

  Выдающийся авиационный конструктор Дмитрий Павлович Григорович, окончивший в 1910 году Киевский политехнический институт, в начале 1913 года стал управляющим на заводе С. С. Щетинина. Летом 1913 года на заводе ремонтировались летающие лодки французской конструкции.
  Судя по всему ремонт <Доннэ-Левек>, оконченный в середине лета 1913г., оказался действительно побудительным стимулом, ибо уже осенью того года на ПРТВ развернулись работы по созданию самостоятельного подобного аппарата. Д.П. Григорович, осуществлявший это начинание, внес определенные изменения в конструкцию, изменив обводы лодки, профиль и форму крыльев. Профиль крыла стал аналогичный "Фарман-XVI". Кроме этого, значительному пересмотру пришлось подвергнуть перечень используемых пород дерева - исходя из их наличия в России. Как и французский прототип, лодка Григоровича имела плоское днище, значительное превышение размаха верхнего крыла над нижним, оснащена двигателем <Гном> 80 л.с. с толкающим винтом. Изготовление самолета закончилось в декабре 1913 г., а его полетные испытания состоялись в июне 1914 г.
  Указанное в заголовке обозначение М-1 появилось очевидно позднее, т.к. согласно акта приемки, машину зачислили на службу под обозначением Щ-1. Летные качества этой первой летающей лодки, по мнению пилотов, были далеки от совершенства и ее использование предполагалось в качестве учебного аппарата. Впрочем, эксплуатация Щ-1 оказалась недолгой, 2 декабря 1914 г. самолет был полностью разбит при выполнении учебного полета.

Летные и технические характеристики||М-1, 1913 г.
Размах верхнего крыла (м)||10,28
Длина в линии полета (м)||7,96
Площадь крыльев (м2)||26,60*
Вес пустого (кг)||400*
Полетный вес (кг)||650*
Двигатель||"Гном"
   мощность, л. с.||50
Скорость, км/ч||90
Экипаж, чел.||2
Вооружение||нет
  ||*Данные ориентировочные.


В.Шавров История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.


Летающая лодка М-1 (Морской первый). По чертежам гидросамолета "Доннэ-Левек", выполненным с натуры при его восстановлении с некоторыми изменениями. Д. П. Григорович осенью 1913 г. построил свою первую летающую лодку. Корпус был на один метр короче, чем в "Доннэ-Левек", кроме того, Д. П. Григорович изменил профиль крыльев, сделав его более близким к профилю "Фармана-XVI" Нос лодки был сделан килеватым, днище на редане - вогнутым, за реданом - слабо килеватым, высота редана по бортам была около 200 мм, по оси - 80 мм. Двигатель - "Гном" в 50 л.

Площадь и форма крыльев были в общем сохранены. Коробка крыльев точно так же помещалась над корпусом лодки на трехногих кронштейнах высотой около 160 мм, сваренных из стальных труб.

Летающая лодка М-1 летала в общем удовлетворительно, но требовалась ее дальнейшая доработка, повышение ее летных качеств.


Самолет||М-1
Год выпуска||1913
Количество двигателей||1
Двигатель, марка||<Гном>
   мощность, л. с.||50
Назначение самолета||Опытный
Число мест||2
Масса пустого, кг||420
Полетная масса, кг||620
Удельная нагрузка на мощность, кг/лс||12,4


H.Nowarra, G.Duval Russian Civil and Military Aircraft 1884-1969


By 1914, another aircraft factory had been established in St. Petersburg, the First Russian Aviation Works of S. S. Shchetinin and Company, and it was from this concern that the aircraft of another great Russian designer emerged - D. P. Grigorovich, known to his country as 'the creator of flying-boats'. His career in aviation had commenced in 1908, and his first design in 1910 was the M.1 biplane flying-boat with a 50 h.p. Gnome power unit.

А.Шепс - Самолеты Первой мировой войны. Страны Антанты
Опытная летающая лодка М-1 (1915г.)
М.Маслов - Русские самолеты 1914-1917
Летающая лодка М-1 на территории береговой военно-морской базы "станция Кильконд" в сентябре 1914 г.