Самолеты (сортировка по:)
Страна Конструктор Название Год Фото Текст

Безобразов А.А. триплан

Страна: Россия

Год: 1914

Антонов К.А. - Геликоплан - 1910 - Россия<– –>Блиндерман И.А. - Блиндерман-4 / Блиндерман 1912г. - 1911 - Россия


М.Маслов Русские самолеты 1914-1917


Триплан А.А. Безобразова

  Этот оригинальный триплан, который объективно можно определить как экспериментальный аппарат, отличался отсутствием горизонтального оперения. Три узкие несущие плоскости по замыслу автора - Александра Александровича Безобразова - должны были при достаточном обзоре обеспечить высокую устойчивость и маневренность триплана на всем диапазоне полетных скоростей. Ширина каждого из трех крыльев на значительной части размаха составляла всего 500 мм, профиль сечения применялся почти треугольный, с острой передней кромкой.
  В первоначальном проекте Безобразов предусматривал размещение двигателя в центре веретенообразного, хорошо обтекаемого фюзеляжа, с использованием удлиненного вала к тянущему воздушному винту. Летчика предлагалось разместить в закрытой кабине с остеклением по бортам и сверху фюзеляжа, дополнительный обзор обеспечивался при помощи специального перископа. Разрешить столь оригинальные предложения на практике оказалось нереально, поэтому фюзеляж самолета Безобразова строился по обычной, распространенной методике, с размещением двигателя <Анзани> 60 л.с. (затем <Гном> 80 л.с.) в носовой части фюзеляжа.
  Триплан строился в 1914 г. на средства автора в арендованном помещении на окраине Ходынского поля в Москве при деятельнейшем участии и конструкторской поддержке Ф.Э. Моска. С началом войны, летом 1914 г. А.А. Безобразов, являвшийся прапорщиком русской армии отправился на фронт, поэтому аппарат достраивался уже без него.
  2 октября 1914 г. Ф.Э. Моска благополучно испытал триплан Безобразова. Военный приемщик, штабс-капитан Быстрицкий, присутствующий при испытаниях, докладывал Великому князю Александру Михайловичу: <Полет, сделанный в присутствии московского губернатора графа Муравьева, был произведен около недели назад в часы занятия школы (Московской школы авиации - М.М.), почему я и многие военные летчики наблюдали его.
  Полет был совершен с общей полезной нагрузкой около 85 кг, продолжался 10 мин., разбег при взлете около 60 - 70 м. Пробег при спуске - около 70 - 80 м. Высота полета не превосходила 100 м. Скорость около 100 км/час>.
  В декабре 1914 г. А.А. Безобразов после получения тяжелого ранения на фронте направился в тыл на излечение. Одновременно, он пытался добиться финансирования для продолжения опытов со своим аппаратом. В конце года, в штаб верховного командования из соответствующих инстанций доносилось: <Чрезвычайно желательно оказать Безобразову помощь для немедленной постройки нового аппарата, что займет к тому же незначительное время, и аппарат может поступить в армию уже к весне>.
  Новый образец, однако, не строился, автор продолжил совершенствование построенного аппарата, для чего перевез его на территорию Севастопольской авиашколы, ближе к более благоприятной летной погоде. До середины 1915 г. триплан Безобразова усовершенствовали и испытали, после чего его вновь вернули в Москву. Здесь, 6 августа 1915 г., при попытке взлета летчиком ИА. Орловым самолет потерпел аварию, в результате которой оказался значительно поврежденным. Причиной аварии стала довольно типичная для той поры поломка оси колеса шасси.
  После аварии самолет долго восстанавливался, но не летал, последние упоминания о нем датируются февралем 1917 г.


Летные и технические характеристики||триплан Безобразова
Размах верхнего крыла (м)||13,30
Длина в линии полета (м)||6,9 (8,0*)
Площадь крыльев (м2)||около 20,0 (17,0*)
Вес пустого (кг)||388
Полетный вес (кг)||547 (400*)
Скорость у земли (км/час)||100
Потолок (м)||2000
  ||* другие данные


В.Шавров История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.


Триплан Безобразова. Александр Александрович Безобразов, офицер, увлекшись авиацией, в начале 1914 г. стал строить самолет. Соавтором был Ф. Э. Моска, которому принадлежала значительная часть конструкторской работы по этому самолету. Схема - триплан-тандем без горизонтального оперения с большим удлинением крыльев (около 25) и с большим выносом. Рули высоты входили в контур средней части нижнего крыла. В систему стоек и расчалок входили шпренгели на верхних и средних крыльях и высокий кабан для обратных расчалок. Крылья были однолонжеронные с острой передней кромкой и фестончатой задней, профиль их - почти треугольный, сверху образованный прямыми от лонжерона (на 35 % хорд) к кромкам, снизу слабо вогнутый. Длина хорд 0,5 м. Узкие крылья должны были обеспечить самолету малую видимость его с земли на фоне неба.

   Проектом Безобразова предусматривалась установка двигателя в фюзеляже с удлиненным валом к винту, что давало возможность придать фюзеляжу обтекаемую веретенообразную форму. Летчик должен был размещаться в закрытой кабине без фонаря с обзором через перископ и прозрачные окна в бортах и сверху. Реализовать это оказалось делом трудным, поэтому силовая установка и кабина были сделаны обычными. Двигатель первоначально был "Анзани" в 60 л. с., затем "Гном" в 80 л. с. Назначение самолета - одноместный истребитель.

   Самолет строился в сарае-мастерской у Ходынского поля в Москве на средства А. А. Безобразова, но закончен был уже без него, так как А. А. Безобразов с начала войны находился на фронте. Первый полет был совершен 2 октября 1914 г., летал Ф. Э. Моска. В декабре 1914г. А, А. Безобразов после тяжелого ранения был откомандирован для продолжения работ над своим самолетом. После первых испытаний самолет был перевезен в Севастополь, в авиашколу, куда в начале 1915 г. прибыл его автор. На протяжении 1915 г. здесь он занимался переделками и доводкой самолета. Во второй половине 1915 г. самолет был закончен и испытан, а в июне 1916 г. перевезен снова в Москву на аэродром авиашколы. 6 августа 1916 г. летчик И. А. Орлов при попытке взлета на нем потерпел аварию - полный капот на разбеге из-за поломки оси колес. В феврале 1917 г. самолет был отремонтирован, но дальнейшая его судьба неизвестна.

   Триплан Безобразова интересен как оригинальный экспериментальный аппарат, один из шести трипланов, строившихся в нашей стране (АПВ, "Агапов", "Леллье", "Шиуков", КОМТА).


Самолет||Триплан Безобразова
Год выпуска||1914
Количество двигателей||1
Двигатель, марка||<Гном>
   Мощность||80
Размах крыла, м||13
Площадь крыла, м2||17
Масса пустого, кг||~400
Масса топлива+ масла, кг||70
Масса полной нагрузки, кг||150
Полетная масса, кг||550
Удельная нагрузка на крыло, кг/м2||32,4
Удельная нагрузка на мощность, кг/лс||6,9
Весовая отдача, %||27
Скорость максимальная у земли, км/ч||~100
Потолок практический, м||Более 1000


H.Nowarra, G.Duval Russian Civil and Military Aircraft 1884-1969


By an arrangement of similar nature, the Moscow company of A. A. Besobrasov and V. A. Ponikovin put up the money for an aircraft to be built just before the war. The result was a very odd-looking triplane, with an 80 h.p. Gnome engine. The fuselage was conventional with the engine as a tractor, but the three wings had extremely narrow chords and spans of 45 ft., the total wing area being only 183 sq. ft., which gives an indication of how narrow the chords actually were. In addition, the wings were staggered to such a degree that the top wing was some distance in front of the propeller and the bottom wing situated under the last third of the fuselage. The designer was probably the only man who had any idea of what he hoped to achieve with such an arrangement. The machine is reported to have flown, but it was not a success!

М.Маслов - Русские самолеты 1914-1917
Триплан Безобразова осенью 1914 г. на территории Ходынского аэродрома в Москве
В.Шавров - История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Триплан А. А. Безобразова
H.Nowarra, G.Duval - Russian Civil and Military Aircraft 1884-1969
Aeronautical oddity - the triplane financed by Besobrasov and Ponikovin in 1913. This view shows clearly the narrow chord and enormous stagger of the wings. No tailplane was fitted, the elevators being attached to the lower rear wing.
Форум - Breguet's Aircraft Challenge /WWW/
М.Маслов - Русские самолеты 1914-1917