Самолеты (сортировка по:)
Страна Конструктор Название Год Фото Текст

Безобразов А.А. триплан

Страна: Россия

Год: 1914

Антонов К.А. - Геликоплан - 1910 - Россия<– –>Блиндерман И.А. - Блиндерман-4 / Блиндерман 1912г. - 1911 - Россия


М.Маслов Русские самолеты Первой Мировой (Эксмо)


Триплан А. А. Безобразова

   Первые опыты по конструированию и постройке летательных аппаратов граф Александр Александрович Чернышев-Безобразов начал осуществлять в селе Братцево (тогда Московская губерния, а ныне это уже территория города Москва), в имении князя Щербатова, на дочери которого, Марии Николаевне, он был женат. Летом 1913 г. Александр Александрович построил балансирный планер с шестью планами (длина крыла 6,7 м, ширина 0,7 м), общая площадь которых с хвостовой клеткой составляла около 30 кв. метров. Вес аппарата составил 3 пуда, то есть около 48 кг. Хвост отставал от заднего плана на 2,5 м, включая ширину хвостовой клетки. Испытания проводились при скорости ветра 4-8 м/с на расстояние 20-50 метров, позднее удавалось пролетать до 100 метров. При этом планер, который успешно «пилотировал» сам изобретатель, мог летать и без хвостовой клетки.
   А 1 марта 1914 г. началась постройка аппарата, определяемого Безобразовым как «тримоноплан тип 1». К этому времени при участии итальянского авиатора-конструктора Ф. Моска и чертежника Маршанова был разработан проект самолета и построена его модель.
   Три узкие несущие плоскости по замыслу автора должны были при достаточном обзоре обеспечить высокую устойчивость и маневренность триплана на всем диапазоне полетных скоростей. Ширина каждого из трех крыльев на значительной части размаха составляла всего 500 мм, профиль поперечного сечения применялся почти треугольный, с острой передней кромкой. В первоначальном проекте Безобразов предусматривал размещение двигателя в центре веретенообразного, хорошо обтекаемого фюзеляжа, с использованием удлиненного вала к тянущему воздушному винту. Летчика предполагалось разместить в закрытой кабине с остеклением по бортам и сверху фюзеляжа, дополнительный обзор обеспечивался при помощи специального перископа. Разрешить столь оригинальные предложения на практике оказалось затруднительно, поэтому фюзеляж самолета Безобразова строился по обычной, распространенной методике, с размещением двигателя «Анзани» 60 л.с. (затем «Гном» 80 л.с.) в носовой части фюзеляжа. Двигатель «Анзани» был куплен у другого авиационного энтузиаста - Ивана Орлова, который в свою очередь привез его с Парижской выставки 1911-12 гг.
   Оригинальный триплан строился в 1914 г. на средства автора, в арендованном помещении на окраине Ходынского поля в Москве, при деятельнейшем участии и конструкторской поддержке Ф.Э. Моска (на русский манер его называли Франческо Эвджистович Моска). Столярные мастерские находились на Петербургском шоссе в Москве, старшим столяром был Сергей Петров. Ему помогали столяр Никита и разнорабочий Федор. Механиком в «конторе» был Загржевский, сварщиком - Мишин. Этот небольшой коллектив уже в сентябре 1914 г. завершил работы по сборке триплана. Сам граф Безобразов как истинный патриот, в чине прапорщика русской армии с началом войны, летом 1914 г. отправился на фронт.
   2 октября 1914 г. авиатор Моска лично и вполне благополучно испытал триплан Безобразова. Военный приемщик, штабс-капитан Быстрицкий, присутствующий при испытаниях, докладывал великому князю Александру Михайловичу:
   «Полет, сделанный в присутствии московского губернатора графа Муравьева, был произведен около недели назад в часы занятия школы (Московской школы авиации - М.М.), почему я и многие военные летчики наблюдали его.
   Полет был совершен с общей полезной нагрузкой около 85 кг, продолжался 10 мин., разбег при взлете около 60- 70 м. Пробег при спуске - около 70-80 м. Высота полета не превосходила 100 м. Скорость около 100 км/час».
   В декабре 1914 г. А.А. Безобразов после получения тяжелого ранения на фронте направился в тыл на излечение. Одновременно, он пытался добиться дополнительного финансирования для продолжения опытов со своим аппаратом. В конце года, в штаб верховного командования из соответствующих инстанций доносилось: «Чрезвычайно желательно оказать Безобразову помощь для немедленной постройки нового аппарата, что займет к тому же незначительное время, и аппарат может поступить в армию уже к весне».
   Не желая терять время, автор триплана перевез его на территорию Севастопольской авиашколы, ближе к более благоприятной летной погоде. Здесь, на Александро-Михайловском аэродроме (с. Кача) им были установлены специально приобретенные два ангара: брезентовый ангар «Бессонно» и стропильный ангар «Кебке». В одном дорабатывался первый тип триплана, во втором строился следующий, определяемый как «тримоноплан тип 2», особенностью которого было отсутствие стабилизатора и руля глубины на хвостовой части фюзеляжа. Для нового триплана приказом № 62 от 3 марта 1915 г. по Офицерской школе авиации Великим князем Александром Михайловичем был выделен двигатель «Рон» 80 л.с. за номером 84 от 6-й авиационной роты «под расписку прапорщику Безобразову». Сам Безобразов характеризовал триплан как «разведочный, двухместный». Размах крыльев более 13 м, ширина - 0,5 м, площадь несущей поверхности около 18 кв. м. На задней кромке каждого крыла были сделаны особые зубцы «для облегчения стекания» и стабилизации. Вес аппарата без груза составлял 27 пудов (432 кг), вес с максимальной нагрузкой - 670-680 кг.
   В марте 1915 г. «тримоноплан тип 2» был испытан летчиком-инструктором севастопольской школы Александром Евгеньевичем Раевским на скорость. Полученное значение составило 130 км/ч. «За скорость, превзошедшую предвиденную», аппарат «был принят Орловым в отряд истребителей на фронт». Летом того же года триплан перевезли в Москву. Здесь 6 августа 1915 г. при попытке взлета летчиком И.А. Орловым самолет потерпел аварию, в результате которой оказался значительно поврежденным. Причиной аварии стала довольно типичная для той поры поломка оси колеса шасси. После аварии самолет долго восстанавливался, но не летал, последние упоминания о нем датируются февралем 1917 г.
   На Александро-Михайловском аэродроме дорабатывали и триплан 1-го типа. На него был установлен двигатель «Гном» 80 л.с. и винт «Gremont» 250x195. В 1915 г. лейтенант Фриде первым из русских летчиков пилотировал триплан тип 1 с двигателями «Гном» 60 и 80 л. с. Дальнейшая судьба этого образца неизвестна.
   Между тем, в 1916 г. графом был основан «Торговый дом А.А. Безобразов, В.А. Понизовкин и К"» («Т. Д. А. А. Б. В. А. П. и К"»), на котором разместили заказ от военного ведомства на самолеты учебного типа «Фарман-4» без двигателей и винтов. Стоимость каждого аппарата составила 6300 рублей, сдать 15 экземпляров надлежало до наступления 1 октября 1917 года. Для организации производства был приобретен участок земли под заводские постройки (стоимостью 30 000 руб.) в селе Всехсвятское (западная окраина Ходынки в районе нынешнего метро «Сокол» в Москве). Авиационное предприятие, именуемое «Заводом аэропланов», предполагалось образцовым, так как Безобразов много пишет о генераторах, двигателях вырабатывающих постоянный ток, вкопанных резервуарах для охлаждения машин и т. д. Все делалось основательно и занимало немало времени, достаточно сказать, что сам зачинатель предприятия при заводском хозяйстве обосновал летний кабинет и поставил пасеку. В архиве Безобразова сохранилось прошение от десятка солдат, датированное апрелем 1917 г., которые обращались к графу с ходатайством прикомандировать их к заводу: «...просим Вас установить жалованье по Вашему усмотрению. Порядок состоящих солдат на учете при заводе, остается прежний, все солдаты решили исполнять дисциплину так же, как и раньше, а также работу будем исполнять аккуратно и добросовестно на пользу Вам и нашей дорогой Родине и всеми силами постараемся заслужить Ваше доверие...».
   Но планам по продолжению строительства аэропланов не удалось сбыться. В 1917 г. граф Чернышев-Безобразов, как и многие его соотечественники, вынужден был отправиться в эмиграцию.
   Дата его смерти на настоящий момент не установлена (родился в 1888 г.). Известно, что еще в феврале 1951 г. Александр Александрович проживал в Париже, интересовался советской авиацией и, думается, гордился ее успехами. В газете «Le Figaro», оставшейся в его архиве, встретились аккуратные подчеркивания характеристик самолетов и вертолетов, построенных в СССР.


Летные и технические характеристики триплана Безобразова
   Размах крыльев (м) 13,30
   Длина в линии полета (м) 6,9 (8,0*)
   Площадь крыльев (м2) около 20,0 (17,0*)
   Вес пустого (кг) 388
   Полетный вес (кг) 547 (400*)
   * другие данные.
   Скорость у земли (км/ч ) 100
   Потолок (м) 2000


В.Шавров История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.


Триплан Безобразова. Александр Александрович Безобразов, офицер, увлекшись авиацией, в начале 1914 г. стал строить самолет. Соавтором был Ф. Э. Моска, которому принадлежала значительная часть конструкторской работы по этому самолету. Схема - триплан-тандем без горизонтального оперения с большим удлинением крыльев (около 25) и с большим выносом. Рули высоты входили в контур средней части нижнего крыла. В систему стоек и расчалок входили шпренгели на верхних и средних крыльях и высокий кабан для обратных расчалок. Крылья были однолонжеронные с острой передней кромкой и фестончатой задней, профиль их - почти треугольный, сверху образованный прямыми от лонжерона (на 35 % хорд) к кромкам, снизу слабо вогнутый. Длина хорд 0,5 м. Узкие крылья должны были обеспечить самолету малую видимость его с земли на фоне неба.

   Проектом Безобразова предусматривалась установка двигателя в фюзеляже с удлиненным валом к винту, что давало возможность придать фюзеляжу обтекаемую веретенообразную форму. Летчик должен был размещаться в закрытой кабине без фонаря с обзором через перископ и прозрачные окна в бортах и сверху. Реализовать это оказалось делом трудным, поэтому силовая установка и кабина были сделаны обычными. Двигатель первоначально был "Анзани" в 60 л. с., затем "Гном" в 80 л. с. Назначение самолета - одноместный истребитель.

   Самолет строился в сарае-мастерской у Ходынского поля в Москве на средства А. А. Безобразова, но закончен был уже без него, так как А. А. Безобразов с начала войны находился на фронте. Первый полет был совершен 2 октября 1914 г., летал Ф. Э. Моска. В декабре 1914г. А, А. Безобразов после тяжелого ранения был откомандирован для продолжения работ над своим самолетом. После первых испытаний самолет был перевезен в Севастополь, в авиашколу, куда в начале 1915 г. прибыл его автор. На протяжении 1915 г. здесь он занимался переделками и доводкой самолета. Во второй половине 1915 г. самолет был закончен и испытан, а в июне 1916 г. перевезен снова в Москву на аэродром авиашколы. 6 августа 1916 г. летчик И. А. Орлов при попытке взлета на нем потерпел аварию - полный капот на разбеге из-за поломки оси колес. В феврале 1917 г. самолет был отремонтирован, но дальнейшая его судьба неизвестна.

   Триплан Безобразова интересен как оригинальный экспериментальный аппарат, один из шести трипланов, строившихся в нашей стране (АПВ, "Агапов", "Леллье", "Шиуков", КОМТА).


Самолет||Триплан Безобразова
Год выпуска||1914
Количество двигателей||1
Двигатель, марка||
   Мощность||80
Размах крыла, м||13
Площадь крыла, м2||17
Масса пустого, кг||~400
Масса топлива+ масла, кг||70
Масса полной нагрузки, кг||150
Полетная масса, кг||550
Удельная нагрузка на крыло, кг/м2||32,4
Удельная нагрузка на мощность, кг/лс||6,9
Весовая отдача, %||27
Скорость максимальная у земли, км/ч||~100
Потолок практический, м||Более 1000


H.Nowarra, G.Duval Russian Civil and Military Aircraft 1884-1969


By an arrangement of similar nature, the Moscow company of A. A. Besobrasov and V. A. Ponikovin put up the money for an aircraft to be built just before the war. The result was a very odd-looking triplane, with an 80 h.p. Gnome engine. The fuselage was conventional with the engine as a tractor, but the three wings had extremely narrow chords and spans of 45 ft., the total wing area being only 183 sq. ft., which gives an indication of how narrow the chords actually were. In addition, the wings were staggered to such a degree that the top wing was some distance in front of the propeller and the bottom wing situated under the last third of the fuselage. The designer was probably the only man who had any idea of what he hoped to achieve with such an arrangement. The machine is reported to have flown, but it was not a success!

М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
Подготовка к испытаниям первого самолета конструкции Чернышёва-Безобразова. Москва, Ходынка, сентябрь 1914 г.
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
Полет летчика Фриде на триплане Безобразова №1. Александро-Михайловский аэродром, 1915 г.
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
Первый образец триплана «А.А.Безобразовъ №1» перед самолетными ангарами Севастопольской авиашколы. Александро-Михайловский аэродром (с. Кача), 1915 г.
М.Маслов - Русские самолеты 1914-1917
Триплан Безобразова осенью 1914 г. на территории Ходынского аэродрома в Москве
В.Шавров - История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Триплан А. А. Безобразова
H.Nowarra, G.Duval - Russian Civil and Military Aircraft 1884-1969
Aeronautical oddity - the triplane financed by Besobrasov and Ponikovin in 1913. This view shows clearly the narrow chord and enormous stagger of the wings. No tailplane was fitted, the elevators being attached to the lower rear wing.
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
Триплан Безобразова №2 (называемый также как аппарат второго типа) отличался отсутствием горизонтального оперения. Роль рулей высоты играли особые отклоняемые поверхности, оборудованные на задней кромке нижнего крыла
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
Триплан Безобразова №2, запечатленный в необычной полетной конфигурации, когда три крыла визуально «слились» в единое целое
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
Александр Александрович Чернышёв-Безобразов в пилотской кабине своего триплана. 1915 г.
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
Авиатор Франческо Моска у триплана Чернышева-Безобразова, 1914 г.
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
Авария триплана Чернышева-Безобразова на Ходынском аэродроме 6 августа 1915 г., произошедшая при попытке взлета летчиком И.А.Орловым. Причиной аварии называлась довольно типичная для той поры поломка оси колеса шасси. На заднем плане представленного фото узнаваем силуэт «Офицерского павильона» и прямоугольные ангары для хранения учебных аппаратов Московской школы авиации
М.Маслов - Русские самолеты 1914-1917
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
Триплан Безобразова, тип 2