Самолеты (сортировка по:)
Страна Конструктор Название Год Фото Текст

Нестеров П.Н. Ньюпор

Страна: Россия

Год: 1914

МТУ - ИТУ - 1911 - Россия<– –>Ольховский В.М. - Вуазен - 1916 - Россия


В.Шавров История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.


Конструкторские работы П. Н. Нестерова. В разносторонней деятельности замечательного русского летчика Петра Николаевича Нестерова, основоположника высшего пилотажа, впервые в мире выполнившего на самолете "мертвую петлю", занимавшегося изысканием приемов ведения воздушного боя, определенное место занимает и конструкторская деятельность в области самолетостроения. П. Н. Нестеров мечтал построить самолет быстроходный, устойчивый, маневренный, в котором нашли бы полезное применение некоторые черты строения птицы.

   Разработка этой идеи выразилась в проектах его самолета и частей конструкции. Частично свои мысли П. Н. Нестеров проверил на переделанном им серийном самолете. Осуществить проект помешала война и гибель летчика в самом начале войны.

   Работы П. Н. Нестерова над проектом самолета были вызваны его желанием решить задачу устойчивости и безопасности полета. Незнание важнейших законов устойчивости самолета, необъяснимые катастрофы на виражах вызывали у авиаторов боязнь кренов. Это нашло свое выражение в официальных инструкциях по летному обучению и в практике полетов. Повороты принято было делать "блинчиком", всячески избегая сколько-нибудь увеличенного крена. Разрабатывались и осуществлялись в натуре многочисленные проекты всякого рода устройств, которые, по мысли авторов, должны были автоматически выводить самолет из любых положений при нарушении горизонтального режима. Эти конструкции успеха не имели. Правда уже в 1912 г. некоторые летчики, например В. М. Абрамович, выполняли крутые виражи, но их достижения теоретически не объяснялись, а приписывались их личным качествам и не становились достоянием других летчиков.

   П. Н. Нестеров пришел к выводу, что поворот всегда должен сопровождаться соответствующим креном и что "как бы ни был велик крен аппарата, он не опасен, если угол крена соответствует крутизне поворота". "В воздухе везде опора", - были его слова.

   Первые проекты П. Н. Нестерова, относящиеся к 1909 г., касались органов управления самолетом. Проект целого самолета был им представлен 31 августа 1911 г. и на протяжении 1912-1914 подвергался небольшим изменениям. Интересна система управления его самолетом, при которой крылья могли менять свой угол установки посредством эксцентриков, а дополнительные рычаги крыльях позволяли еще вдвое увеличивать значение этого угла концах крыльев путем перекоса их. Обе половины горизонтально оперения могли отклоняться в разные стороны и таким образом заменять действие вертикального оперения, которого на самолете не было. На горизонтальном оперении были воздушные управляемые тормоза для сокращения пробега. Этой же цели соответствовала и предложенная схема шасси.

   Этот проект характеризует П. Н. Нестерова как новатора, вдумчивого и внимательного исследователя. Прогрессивной была его идея об аэродинамических тормозах, которая через два-три десятка лет была воплощена в жизнь в виде тормозных щитков для ограничения скорости пикирования, а также в виде парашюта, раскрываемого при посадке. Рекомендованная П. Н. Нестеровым идея установки крыла на эксцентриках вполне жизненна и теперь.

   Такой проект был в то время недоступен пониманию чинов из Главного инженерного управления и не получил утверждения, но в конце 1913 г., когда П. Н. Нестеров стал известным летчиком-новатором, он сумел частично осуществить свой проект и проверить некоторые его положения. Прежде всего П. Н. Нестеров испытал хвостовое оперение, выполненное по его схеме. На самолете "Ньюпор-IV" фюзеляж был укорочен на 0,7 м и было снято оперение. Рули высоты оставлены, их размеры были сильно увеличены и введена большая площадь аэродинамической компенсации. Форма рулей и управление ими были сделаны в общем по проекту, оси их вращения - под углом. Переделка была произведена лично П. Н. Нестеровым и его механиком Г. М. Нелидовым в Киеве в начале 1914 г. На переделанном самолете П. Н. Нестеров выполнил весной 1914 г. несколько полетов, внимательно изучая поведение самолета при отклонениях рулей. Оперение в общем работало исправно и повороты получались, однако полного эффекта еще не было из-за трудностей согласования нового управления рулями с ньюпоровским перекашиванием крыльев, которое производилось педалями. Нестеров не был удовлетворен этим опытом и считал, что нужна дальнейшая отработка оперения. Летом 1914 г. он получил средств и возможность строить свой самолет на заводе "Дукс", но начавшаяся вскоре война помешала этому.

   Изобретательская мысль П. Н. Нестерова не исчерпывалась работами по самолету. Так, в первые дни войны, когда на самолетах еще не было вооружения. П. Н. Нестеров пробовал подвесить н своем самолете гирю на длинном тросе с лебедкой, чтобы, зайдя на противником, зацепить винт его самолета. Пробовал он также приделывать пилу к костылю самолета для нападения на дирижабли и самолеты противника. Наконец, воздушный бой П. Н. Нестеров и его всемирно известный геройский подвиг отражал в себе поиск средств, с помощью которых можно было уничтожить врага, даже не имея для этого оружия.

   Будучи кадровым офицером и военным летчиком. П. Н. Нестеров думал и о мирном применении авиации, мечтал о самолете, доступном для широких масс. Если бы не его безвременная гибель он мог бы вырасти в крупного конструктора, одаренного и широк эрудированного в теории и практике авиации.




Самолет|| Нестерова
Год выпуска||1914
Двигатель, марка||
   Мощность||70
Длина самолета, м||8
Размах крыла, м||12,3
Площадь крыла, м2||22,5
Масса пустого, кг||400
Масса топлива+ масла, кг||30
Масса полной нагрузки, кг||100
Полетная масса, кг||500
Удельная нагрузка на крыло, кг/м2||22,2
Удельная нагрузка на мощность, кг/лс||7,1
Весовая отдача, %||20
Скорость максимальная у земли, км/ч||104

В.Шавров - История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Самолет П. Н. Нестерова (без вертикального оперения)
В.Шавров - История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Проект самолета П. Н. Нестерова: а) # окончательный вариант проекта самолета (кроме шасси); б) # схема управления самолетом в проекте; в) # схема изменения угла установки крыла в проекте