Циолковский К.Э. Аэроплан
В.Шавров История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
В обширной и многогранной деятельности замечательного ученого и изобретателя Константина Эдуардовича Циолковского определенное место заняли его теоретические работы по самолетам. Эти работы имеют большое значение как намного опередившие свое время, подобно его трудам в области ракет и космических полетов.
В 1894 г. К. Э. Циолковским опубликовал работу "Аэроплан, или птицеподобная (авиационная) летательная машина". В ней с подробно обосновал идею аэроплана с неподвижным свободнонесущим крылом, т. е. основную, впоследствии общепринятую, схему. Крыло было трапециевидной формы, толстого профиля, с поперечным V при изогнутости по типу "чайка", размахом 14,7 м и площадь 54 м2. На самолете предполагалось установить двигатель мощность 24,6л. с., бензиновый или паровой. На приложенном к статье эскизе показаны тянущий винт, обтекаемой формы корпус, хвостовое оперение и шасси.
К. Э. Циолковский первым выдвинул в достаточно четкой форм эту схему самолета за 15 лет до ее практического осуществления (Якоб Гедекер в 1909 г.).
Другое гениальное предложение К. Э. Циолковского касалось ромбовидного и клиновидного профилей крыла для аппаратов с сверхзвуковыми скоростями (сделанного им в 1905 г в форме рисунка этих профилей с соответствующими пояснениями). В то время даже мысль о подобных крыльях никому не приходила в голову.
К. Э. Циолковский работал также над задачей автоматической устойчивости самолета, для чего предполагал применить гироскоп.
В процессе работы над проектом своего цельнометаллической дирижабля К. Э. Циолковский впервые в мире изложил идею и дал схему автопилота, и мы имеем все основания считать его основоположником авиационной автоматики. Схема автопилота изложена в его статье "Простое учение о воздушном корабле и его по строении".