Самолеты (сортировка по:)
Страна Конструктор Название Год Фото Текст

Сикорский С-12

Страна: Россия

Год: 1913

Сикорский - С-11 Полукруглый - 1913 - Россия<– –>Сикорский - С-9 Круглый - 1913 - Россия


М.Маслов Русские самолеты Первой Мировой (Эксмо)


С-12 и С-12 бис

   Этот элегантный моноплан, получивший наименование С-12, Сикорский спроектировал специально для выполнения фигур высшего пилотажа. С-12 - заводской № 106 - построили на РБВЗ весной 1914 г. Представлял собой одноместный моноплан, оснащенный двигателем «Гном» 80 л.с., имел характерное для многих конструкций Сикорского шасси со сдвоенными колесами. От многих подобных аппаратов того периода отличался мощными рулевыми поверхностями в стандартном исполнении, т.е. имел нормальные элероны, рули высоты и поворота при наличии стабилизатора и вертикального киля. Крыло с небольшой стреловидностью, его жесткость достигалась набором тросовых расчалок, крепящихся на соответствующих фюзеляжных стойках и пирамидальном шасси. Первый опытный образец, испытанный летчиком Г.В. Янковским 12 марта 1914 г., показал прекрасные летные качества. Просуществовал аппарат недолго - 6 июня 1914 г. Янковский в одном из полетов ошибся в пилотировании и разбил машину. Однако летные качества самолета оказались столь впечатляющими, что именно в день аварии два новых С-12 включили в контракт, заключенный Военным ведомством с Акционерным обществом РБВЗ на поставку 45 «легких» самолетов Сикорского.
   Построенные к середине 1914 г. два новых С-12 отличались центральной четырехстержневой пирамидой, установленной сверху на фюзеляже для крепления расчалок крыла. С-12, заводской №131, короткое время использовался в 22-м авиаотряде. На С-12 с заводским №132 летал Янковский, излечившийся после аварии. С объявлением мобилизации Янковский поступил в 16-й корпусной авиаотряд и доблестно воевал на своем С-12 до мая 1915 г., когда поступили три новых аппарата этого типа. Указанные самолеты были выполнены двухместными, снабжены двигателями «Рон» 80 л.с. и получили обозначение С-12 бис. Использовались в Эскадре воздушных кораблей и в 16-м корпусном авиаотряде.
   В 1917 г. на РБВЗ изготовили еще шесть двухместных С-12 бис, которые эксплуатировались в «красном» Дивизионе воздушных кораблей до его расформирования в 1922 г.

Летные и технические характеристики С-12 и С-12 бис
С-12 С-12бис
   Размах крыла (м) 10,7 10,7
   Длина (м) 7,4 7,4
   Площадь крыла (мг) 22,0 22,0
   Вес пустого (кг) 380 420
   Полетный вес (кг) 600 700
   Полетная скорость (км/ч) 129 120
   Потолок (м) 3680 -
   Дальность полета (км) 350 -


В.Шавров История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.


Самолет С-12 - это облегченный вариант самолета С-11, построенный по предложению летчика Г. В. Янковского как тренировочный, меньших размеров с двигателем "Гном" в 80 л. с., полетная масса 681 кг. Это был первый самолет русской конструкции, на котором в сентябре 1913 г. Г. В. Янковский выполнил петлю Нестерова. Он же установил на нем всероссийский рекорд высоты - 3680 м. Самолет С-12 оказался удачным, строился небольшой серией (10-12 экземпляров) с двигателем "Рон" в 80 л. с., прослужил в частях советской авиации в гражданскую войну вплоть до 1922 г.


Самолет||С-12
Год выпуска||1913
Двигатель, марка||
   Мощность||80
Площадь крыла, м2||19,7
Масса пустого, кг||419
Масса топлива+ масла, кг||72+24
Масса полной нагрузки, кг||262
Полетная масса, кг||681
Удельная нагрузка на крыло, кг/м2||34,5
Удельная нагрузка на мощность, кг/лс||8,5
Весовая отдача, %||38


А.Шепс Самолеты Первой мировой войны. Страны Антанты


С-12, 1913 г.

   Это был облегченный вариант С-11, меньших размеров с двигателем «Гном» (80 л. с.), отличавшийся от прообраза, кроме того, конструкцией «кабана», наличием дополнительной пары растяжек и элеронами обычного типа на крыле. В остальном конструкция повторяла самолет С-11. Такое же двухлонжеронное крыло, такое же оперение и шасси. Самолет строился небольшой серией с двигателями «Рон» (80 л. с.) и эксплуатировался в учебных подразделениях РККА вплоть до 1922 года.


Показатель С-12 1913 г.
   Площадь крыла, м2 19,7
   Вес, кг:
   максимальный взлетный 681
   пустого 419
   Двигатель: «Гном»
   мощность, л. с. 80
   Потолок практический, м 3680
   Экипаж, чел. 2
   Вооружение нет


H.Nowarra, G.Duval Russian Civil and Military Aircraft 1884-1969


Following the S.11 came the S.12, powered by an 80 hp Gnome. Little is known of the S.12, except that it was a two-seater monoplane of which several examples were built.

А.Шепс - Самолеты Первой мировой войны. Страны Антанты
Разведчик/учебный самолет С-12 (1913г.)
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
С-12 бис на службе в Дивизионе воздушных кораблей в начале 1920-х годов
М.Маслов - Русские самолеты 1914-1917
С-12 бис на службе в Дивизионе воздушных кораблей в начале 1920-х годов
В.Шавров - История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Самолет С-12
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
Подготовка к запуску двигателя «Рон» 80 л. с. на самолете С-12 бис
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
С-12 бис, заводской №131
В.Шавров - История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
At the front airfield about 1915. The two pilots at the left are dressed in the typical flight suits of the Imperial Russian Air Force. The presence of the binoculars and map suggest the reconnaissance role played by most single-engine aircraft at the beginning af the World War I.