Самолеты (сортировка по:)
Страна Конструктор Название Год Фото Текст

Лебедев Лебедь-Гранд / Лебедь-XIV

Страна: Россия

Год: 1917

Лебедев - Лебедь-XVIII / Лебедь-XXI / Лебедь-XXIV - 1917 - Россия<– –>Лебедев В.А. - ПТА-1 - 1911 - Россия


М.Маслов Русские самолеты Первой Мировой (Эксмо)


«Лебедь-XIV» («Лебедь-Гранд»)

   Данный самолет создавался под руководством В.И. Ярковского как наиболее выстраданное и совершенное детище «Общества» Лебедева. Одновременно, его ведущим конструктором являлся Л.Д. Колпаков-Мирошниченко, поэтому вполне правомерно называть «Лебедь-XIV» его самолетом. В 1916-17 гг. по своему конструктивному и аэродинамическому совершенству «Лебедь-XIV» вполне мог считаться одним из наиболее передовых русских аэропланов военного предназначения.
   «Лебедь-XIV» представлял собой двухмоторный биплан (2 х «Сальмсон» 150 л.с.) с монококовым обтекаемым фюзеляжем. Предполагался к использованию как средний бомбардировщик, хотя в отношении него использовалось и определение «большой истребитель». Экипаж составлял 3-4 человека, вооружение - носовая и кормовая турели, бомбы на внешней подвеске, полезная нагрузка до 900 кг, расчетная скорость до 140 км/ч.
   Постройка «Гранда» затянулась до второй половины 1917 г. и прервалась в связи с развернувшимися революционными событиями. По сведениям В.Р. Михеева, окончание истории было следующим: «Сотрудники Акционерного общества воздухоплавания Лебедева восстановили «Гранд» в августе 1917 г. на таганрогском заводе общества. Вместо утерянных при переезде «Сальмсонов» они установили на самолете два двенадцатицилиндровых V-образных мотора «Рено» мощностью по 225 л.с. Управление Военно-воздушного флота обещало прислать вскоре еще более мощную модификацию этих двигателей мощностью по 300 л.с. С ними Л-14 мог бы стать вполне современной для того времени боевой машиной - средним бомбардировщиком, но этому не суждено было случиться.
   ...Выдающееся творение В.И. Ярковского и Л.Д. Колпакова-Мирошниченко осталось стоять на краю таганрогского аэродрома, где и сгнило».

Летные и технические характеристики «Лебедь-XIV»
   Размах верхнего крыла (м) 23,6
   Длина в линии полета (м) 12,3
   Площадь крыльев (мг) 91,5
   Вес пустого (кг) 2210
   Полетный вес (кг) 3170


В.Шавров История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.


"Лебедь-Гранд" ("Лебедь-XIV"). По схеме, внешним формам и конструкции этот самолет ко времени начала постройки в 1915 г. мог считаться передовым и был значительно совершеннее и продуманнее других подобных ему русских самолетов С-18, С-19, "Анатра" трехмоторного и двухвостки "Хиони". Не уступал он и заграничным.

   Схема - трехстоечный биплан с двумя двигателями "Сальмсон" в 150 л. с. с тянущими винтами. Верхнее крыло значительно больше нижнего по размаху при той же хорде и профиле, его консоли поддерживались двумя подкосами. Фюзеляж - монокок, в носу - кабина стрелка, внизу за ней - место фотографа, далее - кабина летчика и за ней - задняя стрелковая кабина. Фюзеляж почти круглого сечения, хвостовая часть его - с прямыми образующими из фанеры, носовая - выклеенная из шпона. Вооружение - три пулемета, обстрел - почти сферический. Конструкция крыльев - обычная двухлонжеронная. Шасси - пирамидальной схемы, колеса с пневматиками размером 900 х 120 мм имели ясеневые ободы и 3-мм алюминиевые стенки, сборка колес - на 8-мм болтах. Бензобаки подвешены за двигателями в качестве их обтекателей с противопожарными перегородками. Из капотов выступали только головки цилиндров. Конструкция самолета была исключительно легкой, особенно узлы, хотя и несколько трудоемкой. Самолет обладал хорошей аэродинамикой, удовлетворительной центровкой, полноценным вооружением. Он был удачно выраженным типом среднего бомбардировщика, хотя называли его "большим истребителем". Полная нагрузка по заданию - 900 кг, расчетная скорость - 140 км/ч. К сожалению, самолет не был закончен постройкой, которая велась в 1916 г. и продолжалась до второй половины 1917 г


А.Шепс Самолеты Первой мировой войны. Страны Антанты


Кроме того, на заводе строился двухмоторный четырехместный разведчик и фронтовой бомбардировщик трехстоечный биплан «Лебедь-Гранд». Конструктивно этот самолет опережал свое время. Фюзеляж - выклеенный из фанеры «монокок» с носовой и хвостовой пулеметными установками, обеспечивающими хорошую защиту. Два двигателя в обтекаемых мотогондолах 9-цилиндровые, жидкостного охлаждения «Сальмсон» по 150 л. с. Ожидались отличные летные данные, но машина не была закончена, хотя по классу она соответствовала английским машинам типа D.H.10 «Амьен» и Виккерс Р.В.27 «Вими».


H.Nowarra, G.Duval Russian Civil and Military Aircraft 1884-1969


At about the same time, Lebedev constructed his second twin-engined aircraft, the Lebed XIV, inspired by captured examples of the German AEG and Rumpler G, and fitted with twin Salmson engines of 150 h.p. Little is known of this machine, apart from the fact that it carried a crew of three and was flown at least once, the design not proceeding beyond the prototype stage.

А.Шепс - Самолеты Первой мировой войны. Страны Антанты
Тяжелый истребитель/средний бомбардировщик "Лебедь-Гранд" ("Лебедь-XIV"; 1917г.)
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
«Лебедь-XIV» («Лебедь-Гранд») в сборочном цехе. 1916 г.
В.Шавров - История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Самолет "Лебедь-Гранд"
H.Nowarra, G.Duval - Russian Civil and Military Aircraft 1884-1969
Lebed XIV bomber.
Форум - Breguet's Aircraft Challenge /WWW/