В.Кондратьев Самолеты первой мировой войны
ВУАЗЕН LAP/LAR / VOISIN LAP/LAR
Развитие концепции "Вуазена LAS" с увеличенными размерами и более мощным мотором. Переход французской бомбардировочной авиации на ночные операции ослабил требования к защищенности самолетов от зенитного огня и атак истребителей. На первый план вышла необходимость увеличения дальности полета и полезной нагрузки. В ответ на это фирма Вуазен построила модель "LAP", способную доставить в стратегический тыл противника 180 кг бомб. Самолет в основном повторял конструкцию ранних "Вуазенов", отличаясь двухрядным двигателем водяного охлаждения "Пежо", измененной формой гондолы и крупными каплевидными бензобаками, "подвешенными" между плоскостями.
В 1916-1918 годах построено 1100 экземпляров "Вуазена LAP", ставшего наиболее массовым ночным бомбардировщиком первой мировой войны. В начале 1918 на самолет установили 300-сильный двигатель "Рено", благодаря чему бомбовая нагрузка возросла до 270 кг. Так появилась очередная и последняя в ряду "классических" "Вуазенов" модификация "Вуазен LAR". Небольшое количество "LAP" и "LAR" было оснащено 47-мм пушкой "Гочкисс" (Вуазены LBP и LBR), но из-за невозможности прицельной стрельбы из пушки в ночное время они не получили распространения.
Первые "Вуазены LAP" поступили на западный фронт в конце 1916, а уже к марту 1917 они полностью заменили в ночных бомбардировочных эскадрильях ранние модификации с двигателями "Сальмсон". "LAP" и "LAR" применялись до осени 1918. В общем счете эти машины состояли на вооружении 26 эскадрилий ВВС Франции. "Вуазены" регулярно совершали бомбовые рейды на промышленные объекты в западной Германии. При этом из-за неразвитости в то время ночной противовоздушной обороны, потери были довольно низкими, несмотря на отсутствие защитного вооружения и явную устарелость конструкции машины.
ДВИГАТЕЛЬ
"Пежо", 220 л.с. ("LAP","LBP") или "Рено", 300 л.с. ("LAR","LBR").
ВООРУЖЕНИЕ
От 180 до 270 кг бомб.
А.Шепс Самолеты Первой мировой войны. Страны Антанты
"Вуазен-VIII", "Вуазен-X" 1916 г.
Летные качества самолетов предыдущих серий не могли в полной мере удовлетворять военных, и они предложили фирме провести мероприятия по увеличению скорости полета, дальности полета и боевой нагрузки. Всего этого можно было достичь, установив более мощный двигатель. Сначала на самолет установили 8-цилиндровый, жидкостного охлаждения, рядный двигатель "Пежо-8a" (220 л. с.) Для увеличения дальности полета на верхнее крыло подвешивались два больших топливных бака. В связи с возросшей массой был вновь увеличен размах крыла. В остальном конструкция была аналогичной конструкции самолетов серии "Вуазен-V". На более поздние модификации установили более мощные двигатели "Рено" (250 л. с., а затем и 265 л. с.). И хотя летные характеристики улучшились, самолет уже не мог безнаказанно появляться над линией фронта и с 1916 года использовался в основном как ночной бомбардировщик. Схема безфюзеляжного ферменного биплана себя уже изжила, были нужны новые машины со скоростными и маневренными характеристиками, близкими к истребительным, и, что самое главное, с установкой пулеметов, защищающих заднюю полусферу.
Модификации
"Вуазен-VIII АР" - фронтовой легкий бомбардировщик с двигателем "Пежо-8А" (220л. с.).
"Вуазен-VIII BN2" - ночной бомбардировщик на базе предыдущего с двигателем "Рено" (250 л. с.). Под гондолой устанавливался ящик для сбрасывания мелких бомб.
"Вуазен-Х" - развитие "Вуазен-VIII" с более мощным двигателем "Рено" в (265 л. с.).
"Вуазен-Х пушечный" - вариант с 37-мм пушкой "Кольт" и 6-цилиндровым двигателем "Изотта Фраскини" (240л. с.).
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Вуазен-VIII АР Вуазен-VIII BN2 Вуазен LBP Вуазен-Х В2 Вуазен-Х пушечный
1916г. 1916г. 1915г. 1916г. 1915 г.
Размах, м 18,8/16,0 18,8/16,0 18,80/16,0 18,5/16,0 18,8/16,0
Длина, м 10,35 10,35 11,0 10,35 11,0
Высота, м 3,95 3,95 3,63 3,95
Площадь крыла, кв.м 63,0 63,0 63,0 63,0
Сухой вес, кг 1310 1315 1315
Взлетный вес, кг 1860 1865 1865
Двигатель: "Пежо-8А" "Рено" "Сальмсон" "Рено" "Изота-Фраскини"
мощность, л. с. 220 250 225 265 240
Скорость максимальная, км/ч 118 115 120 130
Время набора высоты, м/мин 2000/17
Дальность полета, км 458 450 360 300
Потолок, м 4300 4000 4000 4000
Экипаж, чел. 2 2 2 2
Вооружение 1 пулемет 250 кг бомб 37-мм пушка 37-мм пушка
180 кг бомб 227 кг бомб 100 кг бомб
G.Swanborough, P.Bowers United States Military Aircraft Since 1909 (Putnam)
VOISIN 8 AND 10
Even though the basic Voisin design dated back to 1912, the French government tried to sell the U.S. Army later versions as combat types after U.S. entry into World War I. The Model 8 shown was sent to the U.S. for testing in 1917. Ten other examples of the old pusher, with its unique quadricycle landing gear, were purchased in France and used as trainers by the A.E.F., eight Model 8s with 220 h.p. Peugeot engines and two Model 10s with 300 h.p. Renaults.
Jane's All The World Aircraft 1919
1917 MODEL. - TWO-SEATER NIGHT BOMBER.
Length : 10 m.
Span : Upper plane, 18 m.
Lower plane, 17 m.
Surface of Wings : 63.2 sq. m.
Weight of machine, empty : 1,400 kgs.
Useful load : 650 kgs.
Motor : 280 h.p. Renault.
Speed : Maximum, 130 k.p.h.
Minimum, 70 k.p.h.
Climbing speed : 4,000 metres in 45 minutes.
1917 MODEL. - TWO-SEATER GUN CARRIER.
This machine has similar characteristics to the night bomber. It is fitted with a 47 millimetre gun.
CHARACTERISTIC FEATURES
Steel construction control by ailerons and rear tail unit. Four-wheeled landing carriage.
This type is fitted indifferently with Peugeot, Panhard, and Fiat motors.
Журнал Flight
Flight, December 25, 1919.
SOME FRENCH MACHINES AT THE SHOW
G. Voisin
The ancient house of Voisin is not showing any new machines, as the contention of M. Gabriel Voisin is that the production of a new machine designed for peace-time flying is a matter of long and painstaking work and experimentation, requiring months or even years before an absolutely satisfactory machine can be created. The only full-size machine shown on this stand is, therefore, a War type - the Voisin X - which was in use at the time of signing the Armistice. It is a pusher fitted with a Renault engine, and provided with guns and bomb-gear. A scale model of the four-engined triplane of 1915 is also shown, as well as a small model of a patent Voisin hangar.