Самолеты (сортировка по:)
Страна Конструктор Название Год Фото Текст

Breguet 4/5/6/12

Страна: Франция

Год: 1915

Фронтовой самолет

Breguet - La Marseillaise - 1913 - Франция<– –>Breguet - Br.11 Corsaire - 1916 - Франция


В.Кондратьев Самолеты первой мировой войны


БРЕГЕ 2/4/5 "БРЕГЕ-МИШЛЕН" / BREGUET 2/4/5

   "Бреге 2" - крупный цельнодеревянный трехстоечный двухместный биплан с ферменным фюзеляжем, фанерной гондолой и полотняной обшивкой несущих поверхностей. Спроектирован летом 1915 года на фирме Бреге братьями Андре и Эдуардом Мишлен. В сентябре он одержал победу на конкурсе боевых самолетов для французских ВВС. Военное ведомство заказало у фирмы 100 экземпляров машины. В ходе их постройки в конструкцию внесли ряд изменений: установили более мощный мотор и каплевидные бензобаки увеличенного объема, слегка уменьшили размах нижнего крыла. Так появился "Бреге 4".
   В феврале 1916 обе модификации одновременно поступили на вооружение 5-й бомбардировочной группы. В сентябре состоялся очередной конкурс, в этот раз на "мощный", по тогдашней французской терминологии, военный аэроплан. По условиям конкурса самолет должен был нести подвижную 37-мм пушку "Гочкисс" для борьбы с наземными целями. В ответ на эти требования фирма Бреге представила новую модификацию своей машины "Бреге 5" Ca.2 (Ca - Canone - "пушечный"). Турельная установка с "Гочкиссом" была смонтирована в передней кабине гондолы. Кроме того предусматривался шкворневый "Льюис" для стрельбы назад над верхним крылом (в серии не ставился). Самолет также отличался двухстоечной бипланной коробкой с "полустойками" в месте перекрещивания расчалок и трехколесным шасси с одним носовым колесом.
   "Бреге 5" строился серийно, однако большинство машин выпущено без пушки (на ее месте был турельный пулемет), зато с бомбовыми кассетами под крыльями. Этот вариант получил индекс "Бреге 5" B.2 (B - Bombardement - бомбардировочный).
   В октябре самолет начал поступать на фронт, однако первые же бои показали, что пушка из-за сильной отдачи, малопригодна для воздушной стрельбы. Кроме того "Бреге" оказались уязвимы для истребителей. В результате Ca.2 сняли с вооружения, а B.2 перевели в ночные бомбардировщики. "Бреге 5" B.2 мог нести весьма солидную для тех времен бомбовую нагрузку. Благодаря этому он применялся на западном фронте до конца войны, несмотря на появление более современных машин. Но экипажи не любили его за плохую устойчивость, обусловленную задней центровкой, и недостаточный обзор, что особенно опасно при ночных посадках. 10 аппаратов с моторами "Роллс-Ройс" в 250 л.с. служили в английской морской авиации. Несколько экземпляров "Бреге 2", "4" и "5" поступило в Россию.


ДВИГАТЕЛЬ

   "Кантон-Юнне" ("Сальмсон"), 200 л.с. (Бреге 2), "Рено", 220-265 л.с. (Бреге 4 /5)


ВООРУЖЕНИЕ

   1 тур. пулемет у летнаба и 290 кг бомб (Бреге 5 В.2) или полуавтоматическая 37-мм пушка "Гочкисс" ("Бреге 5" Са.2)


ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
BrM.5

   Размах, м 17,58
   Длина, м 7,94
   Высота, м 3,82
   Площадь крыла, кв.м 50,00
   Сухой вес, кг 1400
   Взлетный вес, кг 2150
   Двигатель: "Рено"
   мощность, л. с. 250
   Скорость максимальная, км/ч 138
   Время набора высоты, м/мин 2000/22
   Дальность полета, км 700
   Потолок, м 4300
   Экипаж, чел. 2
   Вооружение 2 пулемета
   300 кг бомб


А.Шепс Самолеты Первой мировой войны. Страны Антанты


Бреге ВrМ.4 и ВrМ.5 1915 г.

   Летом 1915 года французское командование объявило конкурс на типовой фронтовой бомбардировщик с дальностью полета не менее 80 км и боевой нагрузкой не менее 300 кг. Это была доработанная модификация выпущенного на фирме Андре и Эдуарда Мишелин разведчика Br.2 с двигателем "Кантон-Унне" и толкающим винтом.
   Новая машина получила усиленное шасси, более мощный 12-цилиндровый, жидкостного охлаждения, рядный, V-образный двигатель "Рено" (250 л. с.). Это был трехстоечный биплан. Самолет имел смешанную конструкцию. Пояса хвостовых ферм и стойки изготавливались из металлических труб. Обтекатели стоек, каркас гондолы, лонжероны и нервюры крыла изготавливались из деревянного бруса. Гондола обшивалась фанерой. Обшивка крыльев и оперения полотном двухсторонняя. Элероны устанавливались только на верхнем крыле. Руль поворота устанавливался на стабилизаторе, который, в свою очередь, крепился на балке, соединяющей хвостовые фермы. На нем монтировались два дополнительных киля. Шасси трехколесное. Носовое колесо - на соединении двух V-образных стоек. Основные колеса - на одной общей оси и главных стойках. Под рулем устанавливался предохранительный костыль.
   В носовой части монтировалась турельная установка стрелка-бомбардира. Далее шло место пилота. За ним - хорошо закапотированный двигатель, над которым крепился маслобак. Топливные баки подвешивались под верхним крылом. Трубчатые радиаторы крепились на стойках центроплана. Вооружение самолета состояло из 37-мм пушки или спарки пулеметов "Гочкис" или "Льюис"
(в варианте истребителя сопровождения ВrМ.5), или 1 пулемета "Гочкис" или "Льюис" и 300 кг бомб (в варианте бомбардировщика). Однако использовать машину в качестве эскортного истребителя практически не получилось изза низких маневренных и скоростных характеристик.
   Все самолеты использовались как бомбардировщики. Несколько машин приобрели англичане для RFC. Кроме того, они выпускали их по лицензии с двигателями "Роллс-Ройс" и "Санбим".
   Машины перестали выпускать в конце 1916-го, а с 1917 года в эскадрильях оставшиеся самолеты стали заменяться более современными машинами.


Модификации
   BrM.4 B2 - фронтовой бомбардировщик с двигателем "Рено" (250 л. с.), отличался от прототипа двумя металлическими ящиками для бомб под нижним крылом.
   BrM.5 Са 2 - машина сопровождения с уменьшенной бомбовой нагрузкой и усиленным стрелковым вооружением в носовой турели.


В.Шавров История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.


"Бреге" - разведчики и бомбардировщики 1916 г. были представлены несколькими типами - это были трехстоечные бипланы с форменным хвостом, толкающей силовой установкой и двухместной гондолой. По схеме они соответствовали "Вуазенам", но были гораздо крупнее. На более ранних экземплярах были двигатели "Сальмсон" в 230 л. с., на поздних - "Рено" в 265 л. с. ("Бреге" В-2). На одном из "Бреге" гондола была открытая, по форме почти подобная гондоле "Вуазена", в другом для наблюдателя была оборудована турель и в третьем была еще куполообразная башня над турелью с дверью в правом борту.

   Эти самолеты были уже устарелыми и неполноценными для военного применения, так как не имели защиты сзади. Однако они могли действовать под охраной истребителей. Благодаря большой площади крыльев - до 67 м2 - и довольно легкой конструкции их нагрузка была немалой - 600-800 кг, а скорость достигала 130 км/ч.

   Поэтому они применялись на фронтах первой мировой и гражданской войн. Один "Бреге-Мишелен" был в Эскадре воздушных кораблей во второй половине 1917 г.


Самолет||/ В-2
Год выпуска||1915/1915
Двигатель , марка||/
   мощность, л. с.||230/265
Длина самолета, м||?/9,9
Размах крыла, м||?/18,8
Площадь крыла, м2||?/66,7
Масса пустого, кг||?/1432
Масса топлива+ масла, кг||?/300
Масса полной нагрузки, кг||600/800
Полетная масса, кг||?/2232
Удельная нагрузка на крыло, кг/м2||?/33,5
Удельная нагрузка на мощность, кг/лс||?/8,4
Весовая отдача,%||?/36
Скорость максимальная у земли, км/ч||130/132
Время набора высоты 3000м, мин||?/27
Потолок практический, м||?/3300
Продолжительность полета, ч.||3/4


O.Thetford British Naval Aircraft since 1912 (Putnam)


BREGUET BUC/BLC DE CHASSE

   Seventeen of these Breguet BUC/BLC pusher biplanes were supplied to the RNAS, where they served with 'A' and 'B' Squadrons of No.5 Wing in Belgium from April to June 1916. Named de Chasse by the Royal Navy, they were serialled 1390-1394, 3209-3213, 3883-3887 and 3946. One 225 hp Sunbeam Mohawk engine. Span, 53 ft 9 1/2 in. Length, 31 ft 2 in. Maximum speed, 86 mph at sea level. Service ceiling, 12.140 ft.


BREGUET TYPE 5 CONCOURS

The RNAS took this large pusher aircraft into service for use as a bomber, primarily with NO.3 Wing during 1916. Twenty-seven examples were supplied by the French manufacturers (3946, 1398-1399 and 9175-9200) and an additional 10 were built in Britain by Grahame-White (9426-9435) and designated Type XIX. They did not prove very successful and were soon withdrawn. One 225 hp Renault or 250 hp Rolls-Royce engine. Maximum speed, 88 mph at sea level. Climb, 15 1/2 min to 6.500 ft. Range, 435 miles. Service ceiling, 14.000 ft. Span, 57 ft 9 in. Length, 32 ft 6 in.


W.Green, G.Swanborough The Complete Book of Fighters


BREGUET BUC & BLC France

   Evolved indirectly from the BU3 two-seat twin-boom pusher biplane of late 1914 as a smaller and lighter development of its bomber derivative, the BUM (B=Breguet, U=Salmson engine and M=Michelin-built), the BUC (the letter "C” signifying Chasse) was intended primarily as a bomber escort. It had a similar 200 hp Salmson (Canton-Unne) 14-cylinder radial engine and carried a 37-mm Hotchkiss cannon on a flexible mounting in the forward cockpit of the fuselage nacelle. Modest production of the BUC was undertaken for the Aviation Militaire, and, with the installation of a 220 hp Renault 12Fb 12-cylinder water-cooled engine in place of the Salmson, prototype trials were performed in June 1915, a few additional aircraft being built under the designation BLC. The performance of both the BUC and BLC versions of the Breguet de Chasse was unspectacular and, with fewer than 20 delivered, they were declared obsolete by the Aviation Militaire before the end of 1916. During that year, a further 17 essentially similar aircraft were supplied to the Royal Naval Air Service, these differing from the BUC/BLC primarily in having the 225 hp Sunbeam Mohawk 12-cylinder engine, armament being a single 0.303-in (7,7-mm Lewis machine gun (which was an alternative weapon to the Hotchkiss on French machines). The RNAS was disappointed with the performance of the Breguet de Chasse, which proved unsuitable for employment in the fighting role, and the service withdrew the type from its first-line inventory in June 1916. The following specification relates to the BLC.

Max speed, 86 mph (138 km/h) at sea level, 83 mph (133 km/h) at 6,560 ft (2 000 m).
Time to 3,280 ft (1000 m), 6.5 min.
Endurance, 3 hrs.
Empty weight, 2,557 lb (1160 kg).
Loaded weight, 3,384 lb (1 535 kg).
Span, 53 ft 9 1/2 in (16,40m).
Length, 31 ft 2 in (9,50 m).
Height, 12 ft 1 1/2 in (3,70 m).
Wing area, 581.27 sqft (54,0 m2).


BREGUET TYPE 5 France

   The Type 5, derived from the Type 4 bomber late in 1915, was regarded by the Aviation Militaire as a two-seat escort fighter or reconnaissance-fighter, and possessed a configuration similar to that of the earlier BUC/ BLC. Powered by a 220 hp Renault 12Fb 12-cylinder water-cooled engine, the Type 5 fighter, or Bre 5 Ca2, never equipped a complete escadrille, a few aircraft of this type being issued to each of the units operating the Bre 5 B2 bomber version, for which it was expected to act as escort. Armament comprised a 37-mm Hotchkiss cannon on a flexible mounting in the forward cockpit and a rear-firing 7,7-mm Lewis gun on an elevated mounting over the leading edge of the upper wing. Eleven Type 5 fighters were operational with the Aviation Militaire by 1 February 1916, but the type was generally unpopular.

Max speed, 83 mph (133 km/h) at 6,560 ft (2 000 m).
Time to 6,560 ft (2 000 m), 22 min.
Endurance, 3.5 hrs.
Empty weight, 2,976 lb (1350 kg).
Loaded weight, 4,167 lb (1890 kg).
Span, 57 ft 5 in (17,50 m).
Length, 32 ft 5 3/4 in (9,90 m).
Height, 12 ft 9 1/2 in (3,90 m).
Wing area, 621.1 sqft (57,70 m2).


BREGUET TYPE 6 France

   The Type 6 (Bre 6 Ca2) two-seat escort fighter was a 225 hp Salmson A9 water-cooled nine-cylinder radial-engined counterpart of the Renault-powered Type 5, and resulted from a fear that Renault engine production would prove inadequate to meet demands. The Type 5 airframe was modified to take the Salmson engine mounted immediately above the rear undercarriage legs and driving the propeller by means of an extension shaft, the power plant being entirely enclosed. Armament of the Type 6 fighter normally consisted of a short - barrel 37-mm Hotchkiss cannon in the forward fuselage. Performance, weights and dimensions were essentially similar to those of the Type 5.


BREGUET TYPE 12 France

   The Type 12 (Bre 12 Ca2) was a two-seat night fighter derivative of the basic Type 5 design which, introduced during the course of 1916, was allocated to various units defending Paris, and remained in service well into the summer of 1917. Powered by either the 220 hp Renault 12Fb or 250 hp Renault 12Fbx engine, the Type 12 featured a revised forward undercarriage unit with twin wheels and a modified fuselage nacelle. The 37-mm Hotchkiss cannon in the nose position was coupled with a Sautter-Harle searchlight which, operated by a wind-driven generator mounted under the front of the nacelle, was aligned with and moved with the gun. An aft-firing 7,7-mm Lewis machine gun was usually fitted on an elevated mount over the upper wing leading edge, and four landing lamps were mounted beneath each lower wing. Performance, weights and dimensions were essentially similar to those of the Type 5.


J.Davilla Italian Aviation in the First World War. Vol.2: Aircraft A-H (A Centennial Perspective on Great War Airplanes 74)


Breguet BUC

  Gentilli and Varriale have a picture of a Breguet pusher serving with the Sezione Difesa di Mirafiori in their units book. It is noted as being that unit’s only aircraft in August 1917 and was apparently operated until the end of September. The Breguet’s pilots were sergenti Canonica and Battaglia.
  The authors tentatively identified the aircraft as a Breguet-Michelin, but the single nose wheel indicates a fighter version. These were not funded by the Michelin brothers, so they only carried a Breguet identification. The shape of the nose and single nose wheel suggest a BUC, although the radiators shown were more commonly used on other variants. It could also be a heavily modified BM 4, but that would seem unlikely.

В.Обухович, А.Никифоров - Самолеты Первой Мировой войны
Бреге BM-4
А.Шепс - Самолеты Первой мировой войны. Страны Антанты
Фронтовой бомбардировщик Бреге BrM.4 B2 французских ВВС (1915г.)
В.Кондратьев - Самолеты первой мировой войны
Breguet 5B2 RFC, 1915г.
А.Шепс - Самолеты Первой мировой войны. Страны Антанты
Фронтовой бомбардировщик Бреге BrM.5 Ca 2 RFC (1915г.)
Журнал - Flight за 1915 г.
Three-quarter view from behind of one of the latest fighting biplanes used by the French Aviation Corps. This machine is not, as might be supposed, a Voisin, but a Breguet fighting biplane of the engine-bebind type. The gunner, it will be noticed, sits behind the pilot. Below the nacelle may, be seen the bomb-dropping device. The engine is a Salmson-Canton Unne.
В.Кондратьев - Самолеты первой мировой войны
"Бреге 2" в России
Журнал - Flight за 1919 г.
A Breguet pusher biplane flown, during the War by the Russians on the Roumanian front.
W.Green, G.Swanborough - The Complete Book of Fighters
A Salmson A9 engine installation distinguished the Type 6 from the Renault-engined Type 5.
Jane's All The World Aircraft 1919 /Jane's/
Французский самолет ВМ-5 опирается костылем на подставку. Машина оснащена дополнительной рамой для установки на верхнем крыле оборонительного пулемета / The Breguet Biplane. Type M.5 bomber. Winner of the competition for high-powered Avions in Oct., 1915 and much used for night-bombing in 1916-17. Developed from earlier Br M.4 light bomber with similar 220 h.p. Renault engine, itself an improved Br M.2 type (200 h.p. Canton-Unne) of 1915.
Форум - Breguet's Aircraft Challenge /WWW/
The Grahame-White Co. built ten Breguet V under license, with the 250hp Rolls-Royce engine, as the Grahame-White 19, late 1915-early 1916.
В.Шавров - История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
"Бреге" В-2
W.Green, G.Swanborough - The Complete Book of Fighters
The standard production Breguet BLC was powered by the Renault 12Fb engine.
W.Green, G.Swanborough - The Complete Book of Fighters
A 37-mm Hotchkiss cannon was mounted in the forward cockpit of the Breguet Type 5 fighter
J.Davilla - Italian Aviation in the First World War. Vol.2: Aircraft A-H /Centennial Perspective/ (74)
Breguet BUC in Italian service at Mirafiori, Turin. (Roberto Gentilli)
W.Green, G.Swanborough - The Complete Book of Fighters
The Breguet de Chasse used by the RNAS, differed from the BUC/BLC in having a Sunbeam Mohawk engine.
K.Delve - World War One in the Air /Crowood/
Самолет мог стоять в горизонтальном положении, опираясь на носовое колесо, только при наличии экипажа в кабинах. "Пустой" самолет опирался на хвостовой костыль.
The RNAS operated a small number of Breguet pushers with 5 Wing from spring 1916. Despite its fairly high-powered 225hp Sunbeam Mohawk engine, the aircraft could only achieve 86mph (138kph) and a ceiling of 12.140ft (3,700m).
H.Cowin - Aviation Pioneers /Osprey/
Powered by a pusher-mounted 220hp Renault, the two seat Breguet-Michelin BM IV bomber entered service in early 1916, but compared with the standard Voisins was more prone to spin as well as offering the pilot poorer lateral visibility. Capable of carrying up to forty 16lb bombs on its two underwing racks, visible here just outboard of the main wheels, the BM IV had a top level speed of 84mph at sea level. 100 of these machines were presented to France by the Michelin Brothers, with another 25 built for the RNAS under licence by Graham White as their Type 19. This French-operated aircraft, seen here behind the German lines, had been forced down during the autumn of 1916.
O.Thetford - British Naval Aircraft since 1912 /Putnam/
W.Green, G.Swanborough - The Complete Book of Fighters
With searchlight attached to its Hotchkiss nose-mounted cannon, the Type 12 was a night fighter.
W.Green, G.Swanborough - The Complete Book of Fighters
The standard production Breguet BLC was powered by the Renault 12Fb engine.
W.Green, G.Swanborough - The Complete Book of Fighters
The Breguet Type 5 (Bre 5 Ca 2) fighter.
В.Кондратьев - Самолеты первой мировой войны
Breguet 5 B2