Самолеты (сортировка по:)
Страна Конструктор Название Год Фото Текст

Анатра Анатра-ДС (Анасаль)

Страна: Россия

Год: 1916

Фронтовой самолет

Анатра - Анатра ДЕ - 1916 - Россия<– –>Анатра - Вуазен Иванова - 1916 - Россия


М.Маслов Русские самолеты 1914-1917


"Анасаль" ("Анатра-Д" с двигателем "Сальмсон", "Анатра ДС", "Анатра Д" № 14).

  В соответствии со стремлением улучшить характеристики серийно выпускаемого разведчика, в 1916 г. конструктор Декан разработал модификацию "Анаде" под двигатель "Сальмсон" мощностью 140 - 150 л.с. Установка этого, более тяжелого двигателя жидкостного охлаждения, потребовала усиления конструкции и увеличения общих размеров. Возросла длина самолета и размах крыльев, обшивка фюзеляжа стала полностью фанерной. Капотирование двигателя почти не изменилось, дополнительным элементом стал сотовый радиатор водяного охлаждения, вынесенный на вертикальной стойке к передней кромке центральной части верхнего крыла.
  Самолет, получивший обозначение "Анасаль", впервые полетел 25 июля 1916 г. Испытания и доводка машины затянулись до следующего года, лишь 26 июля 1917 г. был подписан контракт с Управлением Воздушного флота на постройку 300 аппаратов "Анатра Д" с двигателем "Сальмсон". В августе 1917 г. завод Анатра приступил к изготовлению первой партии самолетов. До конца года удалось изготовить более 100 "Анасалей", 46 из них сдали военному ведомству. Послужить в авиации русской армии эти самолеты практически не успели, т.к. революционные события привели к развалу армии и отступлению с линии фронта войсковых соединений.
  В конце октября и начале ноября 1917 г. управление авиацией переходит в руки военных комиссаров при Управлении Военно-Воздушного флота (Увофлота) в Петрограде. В этот период неопределенности сдача самолетов заводом прекратилась, хотя их изготовление продолжалось. В начале 1918 г. Одесса оказалась на территории независимой Украины, однако и здесь поначалу решались вопросы власти, поэтому некоторое время завод Анатра существовал сам по себе. В марте 1918 г. сюда прибыли комиссары Увофлота А.В. Сергеев и В.А. Евстигнеев с заданием вывезти оборудование завода и его продукцию в центральные районы России. Сделать этого не удалось, поэтому все хозяйство досталось австрийским войскам, занявшим город некоторое время спустя. На заводе в этот момент находилось 242 готовых самолета - 111 "Анасаль", 63 "Анаде" и 68 аппаратов других конструкций, в основном "Фарман". Кроме этого, в постройке, в различной стадии готовности находились еще около 150 самолетов "Анасаль".
  После оценки доставшегося имущества австрийское командование решило использовать самолеты "Анасаль" в своем воздушном флоте в качестве учебного аппарата под обозначением "Анатра" С.1. В мае 1918 г. с владельцем завода заключили контракт на постройку еще 200 новых таких самолетов. Основным их отличием стала новая компоновка двигателя с кольцевым выхлопным коллектором и вооружение стандартной оборонительной турелью немецкого типа.
  До капитуляции Австро-Венгрии в ноябре 1918 г. из Одессы вывезли 180 самолетов типа "Анасаль". Часть из них успела послужить в авиации Австро-Венгерской империи, а после ее распада попала в Австрию (21 экземпляр), Чехословакию (23 экземпляра) и Венгрию (8 экземпляров). Самолеты даже участвовали в вооруженном конфликте между Чехословакией и Венгрией в 1919 г. Очевидно один из таких аппаратов до сих пор хранится в авиационном музее города Прага.
  После оставления Одессы австрийцами город оккупировали войска Антанты, которые поддержали белое движение в лице русской Добровольческой армии генерала Деникина. На заводе Анатра в этот период находилось 120 - 130 самолетов "Анасаль". Часть из них поступила на вооружение трех авиаотрядов Добровольческой армии. Эпизодически эти аппараты использовались в Гражданской войне в Крыму, под Новороссийском и Царицыным в период 1919 - 1920 гг.
  В марте 1919 г. Одессу заняла Красная армия, которой достался завод Анатра и до 40 - 50 "Анаде", "Анаклер" и "Анасаль" в различном состоянии. Как и предыдущие обладатели одесских авиационных сокровищ, красные организовали на их основе формирование авиадивизиона, состоящего из двух отрядов. Меняя свои названия, эти отряды использовали несколько "Анасаль" до осени 1919 г.
  Позднее, после окончания Гражданской войны, ограниченное количество "Анасаль" в качестве учебных самолетов продолжало служить в Красном Воздушном флоте (авиации Красной Армии) до середины 1920-х г.


"Анатра ДСС" ("Анасаль" с двигателем "Сальмсон" мощностью 160 л.с.)
  
  Этот самолет, построенный в феврале 1917 г., являлся дальнейшей модификацией стандартного "Анасаль" с двигателем "Сальмсон" мощностью 160 л.с. Отличался увеличенными размерами и усиленной конструкцией.
Точное количество изготовленных экземпляров не установлено.


Летные и технические характеристики||"Анасаль", 1916 г./ "Анатра ДСС" 1917 г.
Размах крыльев (м)||11,42/12,37
Длина в линии полета (м)||8,10/8,95
Площадь крыльев (м2)||37,0/37,0
Вес пустого (кг)||808/814
Полетный вес (кг)||1160/1164
Двигатель||"Сальмсон"/"Сальмсон"
   мощность, л. с.||150/160
Скорость у земли (км/час)||144/153
Время набора высоты 1000 м (мин)||6,7/5,5
Потолок (м)||4300/4400
Продолжительность полета (час)||3,5/3,0
Экипаж, чел.||2/2
  Вооружение||2 пулемета/2 пулемета
   ||60 кг бомб/60 кг бомб


В.Кондратьев Самолеты первой мировой войны


АНАТРА "АНАСАЛЬ"

  Самолет разработан в начале 1916 года как дальнейшая модификация "Анаде" и "Анаклера" под более мощный мотор "Сальмсон" водяного охлаждения. Помимо силовой установки отличался слегка увеличенными размерами и массой, а также фанерной обшивкой фюзеляжа. "Анасаль" впервые поднялся в воздух 25 июля 1916, потом долго доводился и в серию пошел только в начале следующего года. Всего на заводе "Анатра" построено 60-70 экземпляров, различавшихся вооружением и расположением радиаторов (по бортам фюзеляжа или перед верхним крылом). В феврале 1917 выпущено несколько машин с двигателем в 160 л.с, получивших название "Анатра-ДСС" или "Анасаль-СС".
  В предреволюционный период несколько десятков "Анасалей" принимало участие в боях на русско-германском и русско-австрийском фронтах, однако никаких отзывов и оценок их боевой деятельности не сохранилось. Известно только, что самолет считался более перспективным, чем широко распространенные "Фарманы", "Вуазены" и "Анаде". Наличие синхронного пулемета говорит о том, что "Анасаль" рассматривался не только в качестве разведчика и корректировщика, но и как двухместный истребитель.
  Большинство аппаратов применялось обеими противоборствующими сторонами в гражданской войне. В частности есть данные, что несколько "Анасалей" входило летом 1920 в состав 8-го авиаотряда армии Врангеля. Отдельные уцелевшие в боях аэропланы использовались в качестве учебных до середины двадцатых годов.


ДВИГАТЕЛЬ
   "Сальмсон", 150 или 160 л.с.

ВООРУЖЕНИЕ
   1 синхр. "Виккерс" и 1 турельный "Кольт" или "Льюис"


В.Шавров История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.


"Анасаль" ( "Анатра-Д" с двигателем "Сальмсон", "Анатра ДС" , "Анатра Д" № 14) по общему виду, контурам и конструкции почти полностью повторял самолет "Анаде" (кроме силовой установки). Размеры самолета - почти те же, но размах верхнего крыла у разных экземпляров менялся от 12,37 до 11,42 м, длина самолета - от 8,1 до 7,95 м. Стреловидность в плане 4° 30', угол установки коробки крыльев 4°. Полетная масса опытного самолета 1130 кг, серийного 1164 кг.

   Радиаторы ставились лобовые или же трубчатые (по бортам), в капоте были отверстия вокруг головок цилиндров, снизу двигатель не был закапотирован. Бока фюзеляжа были обшиты фанерой по всей длине. Вооружение: пулемет Виккерса с синхронизатором Декана и пулемет наблюдателя на простой и удобной шкворневой установке.

   Скорость достигала 143 км/ч, а с винтом конструкции Григорашвили, специально сделанным для этого самолета, - 150 км/ч. Устойчивость и управляемость были хорошие, взлет и посадка простые. По основным техническим данным этот самолет не уступал самолетам "Фарман-30" и немецким "Альбатросам" с двигателями в 150-160 л. с. Было признано, что "желательна серийная постройка с постоянным улучшением серий". Самолет впервые был испытан 25 июля 1916 г., потом доводился и в серию пошел лишь в 1917 г. Всего было построено 60-70 самолетов, применявшихся в 1917-1920 гг.

"Анатра ДСС" ( "Анасаль" с двигателем "Сальмсон" в 160 л. с.). Отличался от типового размерами и массой. Скорость достигала 153 км/ч. Выпущен был в феврале 1917 г. в нескольких экземплярах


Самолет||<Анасаль>/<Анасаль СС>
Год выпуска||1916/1917
Количество двигателей||1/1
Двигатель, марка||<Сальмсон>/<Сальмсон>
   Мощность||150/160
Длина самолета, м||8,1/8,95
Размах крыла, м||11,4/12,3
Площадь крыла, м2||37/35,0
Масса пустого, кг||814/808
Масса топлива+ масла, кг||130+23/130+23
Масса полной нагрузки, кг||350/350
Полетная масса, кг||1164/1160
Удельная нагрузка на крыло, кг/м2||31,5/33,0
Удельная нагрузка на мощность, кг/лс||7,7/7,2
Весовая отдача, %||30/30
Скорость максимальная у земли, км/ч||144/153
Время набора высоты||
   1000 м, мин||5,5/6,7
   3000 м, мин||24/?
Потолок практический, м||4300/4400
Продолжительность полета, ч||3,5/3,0
Разбег, м||75/75
Пробег, м||70/70


H.Nowarra, G.Duval Russian Civil and Military Aircraft 1884-1969


Russia was at this time using no less than fourteen different types of reconnaissance biplanes, four of which were Russian-designed, the others being of foreign origin. Two of the Russian aircraft emanated from near-copies of German machines, as has been seen, the Lebed XII and the Anatra D ‘Anade’. The successor to the latter was the Anatra DS or ‘Anasal’ (Anatra-Salmson), which had been initially powered by the 150 h.p. Hispano-Suiza, but a shortage of these engines forced the company to modify the machine in order to fit a Russian-built Salmson radial engine of similar power. Apart from the engine, the Anatra DS differed from its predecessor only in its slightly longer fuselage, but due to a structural weight increase of some 330 lb., the useful load had to be reduced. The maximum speed was lower than that of the Anatra D, the rate of climb higher, with a service ceiling of 12,900 ft.
  Unfortunately, the hastily-made alterations to allow use of the Salmson engine produced the same faults found with the Lebed XII, for the Anatra DS was unstable in flight to such degree that its pilot could never relax. Even so, the shortage of aircraft was so acute that Russian pilots had to fly the type on operations. With all its faults, the ‘Anasal’ was still flying in Russia and Czechoslovakia in 1920.


E.Hauke, W.Schroeder, B.Totschinger Die Flugzeuge der k.u.k. Luftfahrtruppe und Seeflieger 1914-1918


01. — 010. Flugzeuge ausländischer Produktion (Самолеты иностранного производства)
07.51 — 07.71 Anatra DS Salmson 150
010.01 — 010.141 Anatra DS Salmson 160

В.Кондратьев - Самолеты первой мировой войны
Анатра "Анасаль" ВВС России, 1916г.
В.Обухович, А.Никифоров - Самолеты Первой Мировой войны
Анатра "Анасаль"
А.Шепс - Самолеты Первой мировой войны. Страны Антанты
Разведчик/легкий бомбардировщик "Анатра-ДС" (1917г.)
А.Шепс - Самолеты Первой мировой войны. Страны Антанты
Разведчик/легкий бомбардировщик "Анатра-ДСС" (1917г.)
E.Hauke, W.Schroeder, B.Totschinger - Die Flugzeuge der k.u.k. Luftfahrtruppe und Seeflieger 1914-1918
Anatra DS Anasal (Nr. 832)
М.Маслов - Русские самолеты 1914-1917
"Анасаль" с лобовым радиатором перед верхним крылом и выхлопным коллектором двигателя, отводящим отработанные газы под фюзеляж
В.Шавров - История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Самолет-разведчик "Анатра" "Анасаль"
H.Nowarra, G.Duval - Russian Civil and Military Aircraft 1884-1969
Anatra DS ‘Anasal’ powered by a Russian-built Salmson engine.
В.Кондратьев - Самолеты первой мировой войны
"Анасаль" с наружным выхлопным коллектором и лобовым радиатором. Этот самолет летом 1917-го был захвачен австрийской армией и в дальнейшем применялся в чехословацких ВВС
E.Hauke, W.Schroeder, B.Totschinger - Die Flugzeuge der k.u.k. Luftfahrtruppe und Seeflieger 1914-1918
Anatra DS (Anasal). Flugzeugnummer 819, Vorserienflugzeug für die Baureihe 010. Kiew, Juni 1918
Анатра Д.С. (Анасаль). Самолет № 819, предсерийный самолет серии 010. Киев, июнь 1918 г.
H.Nowarra, G.Duval - Russian Civil and Military Aircraft 1884-1969
Anatra DS, captured by Austrians, Flugzeugnummer 832
В.Обухович, А.Никифоров - Самолеты Первой Мировой войны
М.Маслов - Русские самолеты 1914-1917
Внутренний двор одесского завода Анатра в 1917 г. На переднем плане летающая лодка М-5, на заднем плане самолеты "Анасаль", подготовленные к окончательной сборке
C.Owers - Hansa-Brandenburg Aircraft of WWI. Volume 1 - Landplanes /Centennial Perspective/ (1)
An interesting line-up of Czechoslovakian aircraft. The first aircraft appears to be a modified Brandenburg B.I. This machine has the inward-sloping Brandenburg form of interplane struts but the tailplane is divided by the fuselage. The next aircraft is Brandenburg C.I (Z-A-4) without national insignia; then two Anatra biplanes with the Czechoslovakian flag insignia, and finally what looks like a glider.
E.Hauke, W.Schroeder, B.Totschinger - Die Flugzeuge der k.u.k. Luftfahrtruppe und Seeflieger 1914-1918
Anatra DS
E.Hauke, W.Schroeder, B.Totschinger - Die Flugzeuge der k.u.k. Luftfahrtruppe und Seeflieger 1914-1918
Anatra DS
М.Маслов - Русские самолеты 1914-1917
Анатра "Анасаль"
В.Кондратьев - Самолеты первой мировой войны
Анатра "Анасаль"