Самолеты (сортировка по:)
Страна Конструктор Название Год Фото Текст

Анатра Анатра-ДС (Анасаль)

Страна: Россия

Год: 1916

Фронтовой самолет

Анатра - Анатра ДЕ - 1916 - Россия<– –>Анатра - Вуазен Иванова - 1916 - Россия


М.Маслов Русские самолеты Первой Мировой (Эксмо)


«Анасаль» («Анатра-Д» с двигателем «Сальмсон», «Анатра ДС», «Анатра Д» №14)

   В соответствии со стремлением улучшить характеристики серийно выпускаемого разведчика, в 1916 г. конструктор Декан разработал модификацию «Анаде» под двигатель «Сальмсон» мощностью 140- 150 л.с. Установка этого более тяжелого двигателя жидкостного охлаждения потребовала усиления конструкции и увеличения общих размеров. Возросла длина самолета и размах крыльев, обшивка фюзеляжа стала полностью фанерной. Капотирование двигателя почти не изменилось, дополнительным элементом стал сотовый радиатор водяного охлаждения, вынесенный на вертикальной стойке к передней кромке центральной части верхнего крыла.
   Самолет, получивший обозначение «Анасаль» впервые полетел 25 июля 1916 г. Испытания и доводка машины затянулись до следующего года, лишь 26 июля 1917 г. был подписан контракт с Управлением Воздушного флота на постройку 300 аппаратов «Анатра Д» с двигателем «Сальмсон». В августе 1917 г. завод Анатра приступил к изготовлению первой партии самолетов. До конца года удалось изготовить более 100 «Анасалей», 46 из них сдали военному ведомству. Послужить в авиации русской армии эти самолеты практически не успели, т.к. революционные события привели к развалу армии и отступлению с линии фронта войсковых соединений.
   В конце октября и начале ноября 1917 г. управление авиацией переходит в руки военных комиссаров при Управлении Военно-Воздушного флота (Увофлота) в Петрограде. В этот период неопределенности сдача самолетов заводом прекратилась, хотя их изготовление продолжалось. В начале 1918 г. Одесса оказалась на территории независимой Украины, однако и здесь поначалу решались вопросы власти, поэтому некоторое время завод Анатра существовал сам по себе. В марте 1918 г. сюда прибыли комиссары Увофлота А.В.Сергеев и В.А.Евстигнеев с заданием вывезти оборудование завода и его продукцию в центральные районы России. Сделать этого не удалось, поэтому все хозяйство досталось австрийским войскам, занявшим город короткое время спустя. На заводе в этот момент находилось 242 готовых самолета - 111 «Анасаль», 63 «Анаде» и 68 аппаратов других конструкций, в основном «Фарман». Кроме этого, в постройке, в различной стадии готовности находились еще около 150 самолетов «Анасаль».
   После оценки доставшегося имущества австрийское командование решило использовать самолеты «Анасаль» в своем воздушном флоте в качестве учебного аппарата под обозначением «Анатра» C.1. В мае 1918 г. с владельцем завода заключили контракт на постройку еще 200 новых таких самолетов. Основным их отличием стала новая компоновка двигателя с кольцевым выхлопным коллектором и вооружение стандартной оборонительной турелью немецкого типа.
   До капитуляции Австро-Венгрии в ноябре 1918 г. из Одессы вывезли 180 самолетов типа «Анасаль». Часть из них успела послужить в авиации Австро-Венгерской империи, а после ее распада попала в Австрию (21 экземпляр), Чехословакию (23 экземпляра) и Венгрию (8 экземпляров). Самолеты даже участвовали в вооруженном конфликте между Чехословакией и Венгрией в 1919 г. Очевидно, один из таких аппаратов до сих пор хранится в авиационном музее города Прага.
   После оставления Одессы австрийцами город оккупировали войска Антанты, которые поддержали Белое движение в лице русской Добровольческой армии генерала Деникина. На заводе Анатра в этот период находилось 120-130 самолетов «Анасаль». Часть из них поступила на вооружение трех авиаотрядов Добровольческой армии. Эпизодически эти аппараты использовались в гражданской войне в Крыму, под Новороссийском и Царицыным в период 1919-20 гг.
   В марте 1919 г. Одессу заняла Красная армия, которой достался завод Анатра и до 40-50 «Анаде», «Анаклер» и «Анасаль» в различном состоянии. Как и предыдущие обладатели одесских авиационных сокровищ, красные организовали на их основе формирование авиадивизиона, состоящего из двух отрядов. Меняя свои названия, эти отряды использовали несколько «Анасаль» до осени 1919 г.
   Позднее, после окончания гражданской войны, ограниченное количество «Анасаль» в качестве учебных самолетов продолжало служить в Красном Воздушном флоте (авиации Красной Армии) до середины 1920-х годов.


Летные и технические характеристики «Анасаль», 1916 г.
   Размах верхнего крыла (м) 12,30
   Длина в линии полета (м) 8,10
   Площадь крыльев (м2) 37,0
   Вес пустого (кг) 808
   Полетный вес (кг) 1160
   Скорость у земли (км/ч) 144
   Время набора высоты 1000 м (мин) 6,7
   Потолок (м) 4300
   Продолжительность полета (час) 3,5

   Двигатель||"Сальмсон"
   мощность, л. с.||150
   Экипаж, чел.||2
   Вооружение||2 пулемета, 60 кг бомб


«Анатра ДСС» («Анасаль» с двигателем «Сальмсон» мощностью 160 л.с.)

   Этот самолет, построенный в феврале 1917 г., являлся дальнейшей модификацией стандартного «Анасаль» с двигателем «Сальмсон» мощностью 160 л.с. Отличался увеличенными размерами и усиленной конструкцией. Точное количество изготовленных экземпляров не установлено.


Летные и технические характеристики «Анатра ДСС», 1917 г.
   Размах верхнего крыла (м) 12,37
   Длина в линии полета (м) 8,95
   Площадь крыльев (м2) 37,0
   Вес пустого (кг) 814
   Полетный вес (кг) 1164
   Скорость у земли (км/ч) 153
   Время набора высоты 1000 м (мин) 5,5
   Потолок (м) 4400
   Продолжительность полета (час) 3,0

   Двигатель||"Сальмсон"
   мощность, л. с.||160
   Экипаж, чел.||2
   Вооружение||2 пулемета, 60 кг бомб


В.Кондратьев Самолеты первой мировой войны


АНАТРА "АНАСАЛЬ"

   Самолет разработан в начале 1916 года как дальнейшая модификация "Анаде" и "Анаклера" под более мощный мотор "Сальмсон" водяного охлаждения. Помимо силовой установки отличался слегка увеличенными размерами и массой, а также фанерной обшивкой фюзеляжа. "Анасаль" впервые поднялся в воздух 25 июля 1916, потом долго доводился и в серию пошел только в начале следующего года. Всего на заводе "Анатра" построено 60-70 экземпляров, различавшихся вооружением и расположением радиаторов (по бортам фюзеляжа или перед верхним крылом). В феврале 1917 выпущено несколько машин с двигателем в 160 л.с, получивших название "Анатра-ДСС" или "Анасаль-СС".
   В предреволюционный период несколько десятков "Анасалей" принимало участие в боях на русско-германском и русско-австрийском фронтах, однако никаких отзывов и оценок их боевой деятельности не сохранилось. Известно только, что самолет считался более перспективным, чем широко распространенные "Фарманы", "Вуазены" и "Анаде". Наличие синхронного пулемета говорит о том, что "Анасаль" рассматривался не только в качестве разведчика и корректировщика, но и как двухместный истребитель.
   Большинство аппаратов применялось обеими противоборствующими сторонами в гражданской войне. В частности есть данные, что несколько "Анасалей" входило летом 1920 в состав 8-го авиаотряда армии Врангеля. Отдельные уцелевшие в боях аэропланы использовались в качестве учебных до середины двадцатых годов.


ДВИГАТЕЛЬ
   "Сальмсон", 150 или 160 л.с.

ВООРУЖЕНИЕ
   1 синхр. "Виккерс" и 1 турельный "Кольт" или "Льюис"


В.Шавров История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.


"Анасаль" ( "Анатра-Д" с двигателем "Сальмсон", "Анатра ДС" , "Анатра Д" № 14) по общему виду, контурам и конструкции почти полностью повторял самолет "Анаде" (кроме силовой установки). Размеры самолета - почти те же, но размах верхнего крыла у разных экземпляров менялся от 12,37 до 11,42 м, длина самолета - от 8,1 до 7,95 м. Стреловидность в плане 4° 30', угол установки коробки крыльев 4°. Полетная масса опытного самолета 1130 кг, серийного 1164 кг.

   Радиаторы ставились лобовые или же трубчатые (по бортам), в капоте были отверстия вокруг головок цилиндров, снизу двигатель не был закапотирован. Бока фюзеляжа были обшиты фанерой по всей длине. Вооружение: пулемет Виккерса с синхронизатором Декана и пулемет наблюдателя на простой и удобной шкворневой установке.

   Скорость достигала 143 км/ч, а с винтом конструкции Григорашвили, специально сделанным для этого самолета, - 150 км/ч. Устойчивость и управляемость были хорошие, взлет и посадка простые. По основным техническим данным этот самолет не уступал самолетам "Фарман-30" и немецким "Альбатросам" с двигателями в 150-160 л. с. Было признано, что "желательна серийная постройка с постоянным улучшением серий". Самолет впервые был испытан 25 июля 1916 г., потом доводился и в серию пошел лишь в 1917 г. Всего было построено 60-70 самолетов, применявшихся в 1917-1920 гг.

"Анатра ДСС" ( "Анасаль" с двигателем "Сальмсон" в 160 л. с.). Отличался от типового размерами и массой. Скорость достигала 153 км/ч. Выпущен был в феврале 1917 г. в нескольких экземплярах


Самолет||/
Год выпуска||1916/1917
Количество двигателей||1/1
Двигатель, марка||/
   Мощность||150/160
Длина самолета, м||8,1/8,95
Размах крыла, м||11,4/12,3
Площадь крыла, м2||37/35,0
Масса пустого, кг||814/808
Масса топлива+ масла, кг||130+23/130+23
Масса полной нагрузки, кг||350/350
Полетная масса, кг||1164/1160
Удельная нагрузка на крыло, кг/м2||31,5/33,0
Удельная нагрузка на мощность, кг/лс||7,7/7,2
Весовая отдача, %||30/30
Скорость максимальная у земли, км/ч||144/153
Время набора высоты||
   1000 м, мин||5,5/6,7
   3000 м, мин||24/?
Потолок практический, м||4300/4400
Продолжительность полета, ч||3,5/3,0
Разбег, м||75/75
Пробег, м||70/70


А.Шепс Самолеты Первой мировой войны. Страны Антанты


«Анатра-ДС» - самолет имел несколько большие размеры и более мощный двигатель «Сальмсон» (150 л. с.). Радиаторы лобовые сотовые или бортовые трубчатые. Двигатели имели разную длину носка. Это привело к тому, что длина самолета менялась от 7,95 до 8,10 м. Размах крыла также менялся от 11,42 до 12,37 м. Установлен пулемет «Виккерс» с синхронизатором Декана. Первый полет состоялся 25 июля 1916 года, затем самолет строился серийно. Выпущено около 70 машин.
   «Анатра-ДСС» - имел несколько большие размеры и более мощный двигатель «Сальмсон» (160 л. с.). Выпускался с февраля 1917 года. Построено несколько машин.

Показатель «Анатра-ДС» 1916 г. «Анатра-ДСС», 1917 г.
   Размеры, м:
   длина 8,10 7,95
   размах крыльев 11,42 12,37
   Площадь крыла, м2 37,0 35,0
   Вес, кг:
   максимальный взлетный 1164 1160
   пустого 814 808
   Двигатель: «Сальмсон» «Сальмсон»
   мощность, л. с. 150 160
   Скорость, км/ч 144 153
   Дальность полета, км 450 400
   Потолок практический, м 4300 4400
   Экипаж, чел. 2 2
   Вооружение 2 пулемета, 60 кг бомб 2 пулемета, 60 кг бомб


H.Nowarra, G.Duval Russian Civil and Military Aircraft 1884-1969


Russia was at this time using no less than fourteen different types of reconnaissance biplanes, four of which were Russian-designed, the others being of foreign origin. Two of the Russian aircraft emanated from near-copies of German machines, as has been seen, the Lebed XII and the Anatra D ‘Anade’. The successor to the latter was the Anatra DS or ‘Anasal’ (Anatra-Salmson), which had been initially powered by the 150 h.p. Hispano-Suiza, but a shortage of these engines forced the company to modify the machine in order to fit a Russian-built Salmson radial engine of similar power. Apart from the engine, the Anatra DS differed from its predecessor only in its slightly longer fuselage, but due to a structural weight increase of some 330 lb., the useful load had to be reduced. The maximum speed was lower than that of the Anatra D, the rate of climb higher, with a service ceiling of 12,900 ft.
   Unfortunately, the hastily-made alterations to allow use of the Salmson engine produced the same faults found with the Lebed XII, for the Anatra DS was unstable in flight to such degree that its pilot could never relax. Even so, the shortage of aircraft was so acute that Russian pilots had to fly the type on operations. With all its faults, the ‘Anasal’ was still flying in Russia and Czechoslovakia in 1920.


P.Grosz, G.Haddow, P.Shiemer Austro-Hungarian Army Aircraft of World War One


Anatra C.I Series 010

  After the Treaty of Brest-Litovsk (3 March 1918), Arthur A. Anatra, owner of the Anatra Aircraft Works in Odessa, offered to supply a variety of aircraft to LFT liaison officers who accompanied troops occupying the Ukraine. A total of 111 Anatra DS, 63 Anade, and 68 Farman XX biplanes and 149 partially-completed DS airframes were for sale. The LFT command was informed on 12 April 1918 that "for training and airmail communication the Anatra DS is eminently suitable. The detail finish is of far superior quality than is presently possible for us. The undercarriage springing and tires are made of rubber." The DS, powered by a 150 hp Salmson R-9 engine, was developed from a licensed, pre-war Aviatik design. After a four-hour evaluation flight by DS No. 863 on 10 April 1918, a contract was signed on 5 May 1918 for 200 machines, now designated Anatra C.I (popularly named Anasal) and numbered 010.01 to 010.200. Twenty-five were to be delivered as dual-control trainers. Most of the radiators would be supplied by the LFT. Contractually the aircraft were to be delivered by 15 August 1918. A Flars technical group came to Odessa to accept the aircraft. LFT and former Russian air service pilots who stood by to fly the aircraft from Odessa to Flep 4 at Lemberg were often held up by the lack of fuel and lubricant. Striking workers delayed rail shipment and Bolshevik sabotage destroyed a number of aircraft. By the end of September, 114 Anatra C.I had been accepted in Odessa. A total of 66 had been delivered to Austria-Hungary up to 25 October 1918, when the LFT cancelled the 134 Anasal biplanes remaining at the Anatra factory.

Anatra C.I Series 010
Engine: 150 hp Salmson
Wing: Span Upper 12.62 m (41.40 ft)
Span Lower 10.18 m (33.40 ft)
Chord Upper 1.79 m |5.87 ft)
Chord Lower 1.79 m (5.87 ft)
General: Length 8.1 m (26.57 ft)
Loaded Weight 1164 kg (2567 lb)
Maximum Speed: 144 km/hr (89 m[
Climb: 1000m (3,2.81 ft) in 6 min 20 sec
2000m (6,562 ft) in 13 min


E.Hauke, W.Schroeder, B.Totschinger Die Flugzeuge der k.u.k. Luftfahrtruppe und Seeflieger 1914-1918


01. — 010. Flugzeuge ausländischer Produktion (Самолеты иностранного производства)
07.51 — 07.71 Anatra DS Salmson 150
010.01 — 010.141 Anatra DS Salmson 160

М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
Анатра «Анасаль», ВВС России, 1916 г.
В.Кондратьев - Самолеты первой мировой войны
Анатра "Анасаль" ВВС России, 1916г.
В.Обухович, А.Никифоров - Самолеты Первой Мировой войны
Анатра "Анасаль"
А.Шепс - Самолеты Первой мировой войны. Страны Антанты
Разведчик/легкий бомбардировщик "Анатра-ДС" (1917г.)
А.Шепс - Самолеты Первой мировой войны. Страны Антанты
Разведчик/легкий бомбардировщик "Анатра-ДСС" (1917г.)
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
Анатра «Анасаль» №386 «Мурик»
E.Hauke, W.Schroeder, B.Totschinger - Die Flugzeuge der k.u.k. Luftfahrtruppe und Seeflieger 1914-1918
Anatra DS Anasal (Nr. 832)
E.Hauke, W.Schroeder, B.Totschinger - Die Flugzeuge der k.u.k. Luftfahrtruppe und Seeflieger 1914-1918
Anatra DS
E.Hauke, W.Schroeder, B.Totschinger - Die Flugzeuge der k.u.k. Luftfahrtruppe und Seeflieger 1914-1918
Anatra DS
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
Анатра «Анасаль» с выхлопным коллектором двигателя, отводящим отработанные газы под фюзеляж
М.Маслов - Русские самолеты 1914-1917
"Анасаль" с лобовым радиатором перед верхним крылом и выхлопным коллектором двигателя, отводящим отработанные газы под фюзеляж
В.Шавров - История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Самолет-разведчик "Анатра" "Анасаль"
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
Анатра «Анасаль» с заводским номером 386 из состава 19-го отдельного авиаотряда Красного Воздушного флота. Оригинальная подпись к фото, приведенная в фотоальбоме летчика-наблюдателя Феодосия Сергеевича Горячего, свидетельствует, что в самолете находятся товарищи Межак и Животовский, которые только что совершили перелет Обоянь-Ржава. Именно в Обояни Курской губернии базировался в 1921 году 19-й авиаотряд. Позднее отряд (или его часть) перебазировали под Харьков. Кроме указанного «Анасаля» в отряде имелся второй однотипный аппарат с заводским серийным номером 388
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
Еще одно фото Анатра «Анасаль» №386 со слонами, нарисованными на фюзеляже. Сам аппарат с колесами от биплана «Вуазен», с нарисованными на фюзеляже 9-ю белыми слонами и именем «Мурик», за свою долгую службу в авиаотряде называли «дедушкой». Кстати, в обычной традиции, количество фигурок слонов (или слоников), приносящих счастье и удачу, определяется в семь особей. Здесь, на самолете, имеются 9 нарисованных слонов, что, очевидно, означало какой-то особый смысл. Ибо в обычном понимании, известном из энциклопедических источников, 9 слонов способствуют повышению интеллекта. В нашем случае такое объяснение, похоже, не очень подходит. И еще. В описании самолета Хиони №4 есть фрагмент из книги Евгения Бурче, где используется определение «Стадо слонов». Понятно, что сразу хочется найти какие-то связи между «Анасалем» №386 и «Двухвосткой», раз уж оба аппарата в 1921 году каким-то образом связаны со слонами. К сожалению, разрешить эту загадку пока не удалось.
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
«Анасаль» №386 после произошедшего 10 июня 1921 года полного «капота». В тени пострадавшего аппарата прилегли военлет Постромкин и наблюдатель Горячий. Оригинальная подпись к указанному фото добавляет, что командиром авиаотряда №19 является военлет А. В. Решетов. Да, кстати, данное фото представляет кроме «слоников» еще одну загадку - светлый треугольник, наложенный на красную звезду на руле поворота. Что это, просто знак подразделения, мистический символ или напоминание на возможную прежнюю принадлежность летательного аппарата к «донской авиации»?
Как известно, в составе вооружённых сил Всевеликого войска Донского, созданного весной 1918 года, имелись и самолеты. Согласно приказа по Войскам Донской Армии №348 от 27 июня 1918 г. был введен отличительный знак Донских самолетов: черный треугольник на белом круге. При этом указанный равнобедренный треугольник вписывался в круг с последующей обводкой (или кольцом) шириной один дюйм. В нашем случае цвета другие, но сходство как говорится, просто лезет наружу
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
«Анасаль» №386 10 июня 1921 года после поломки шасси. Зто фото из другой коллекции и другого качества. Очевидно лишь то, что на левом борту изображения слонов не было
P.Grosz, G.Haddow, P.Shiemer - Austro-Hungarian Army Aircraft of World War One /Flying Machines/
Still carrying the LFT designation, this Anatra C.I 010.121 was taken over by the Czechoslovakian air service after the war. The Anatras were not flown in from Siberia by the Czech Legion as has often been claimed.
P.Grosz, G.Haddow, P.Shiemer - Austro-Hungarian Army Aircraft of World War One /Flying Machines/
Anatra C.I 010.106 with early Czech markings flanked by a Phonix C.I 121.50 (with rear gun ring removed) and a Brandenburg C.I, possibly at Kbely airfield in early 1919.
H.Nowarra, G.Duval - Russian Civil and Military Aircraft 1884-1969
Anatra DS ‘Anasal’ powered by a Russian-built Salmson engine.
В.Кондратьев - Самолеты первой мировой войны
"Анасаль" с наружным выхлопным коллектором и лобовым радиатором. Этот самолет летом 1917-го был захвачен австрийской армией и в дальнейшем применялся в чехословацких ВВС
E.Hauke, W.Schroeder, B.Totschinger - Die Flugzeuge der k.u.k. Luftfahrtruppe und Seeflieger 1914-1918
Anatra DS (Anasal). Flugzeugnummer 819, Vorserienflugzeug für die Baureihe 010. Kiew, Juni 1918
Анатра Д.С. (Анасаль). Самолет № 819, предсерийный самолет серии 010. Киев, июнь 1918 г.
P.Grosz, G.Haddow, P.Shiemer - Austro-Hungarian Army Aircraft of World War One /Flying Machines/
Anatra DS, captured by Austrians, Flugzeugnummer 832
Anatra C.I (w/n 832) was delivered to Flep 4 in Lemberg on 9 July 1918. The design was based on the German Aviatik P 20 biplane for which Anatra had obtained a license in 1914.
P.Grosz, G.Haddow, P.Shiemer - Austro-Hungarian Army Aircraft of World War One /Flying Machines/
Above: This blurred but interesting photograph shows an LFT Anatra C.I in late markings surrounded by what appear to be members of the French and Czechoslovakian military mission.
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
Внутренний двор одесского завода Анатра в 1917 г. На переднем плане корпус летающей лодки М-5, на заднем плане самолеты «Анасаль», подготовленные к окончательной сборке
C.Owers - Hansa-Brandenburg Aircraft of WWI. Volume 1 - Landplanes /Centennial Perspective/ (17)
An interesting line-up of Czechoslovakian aircraft. The first aircraft appears to be a modified Brandenburg B.I. This machine has the inward-sloping Brandenburg form of interplane struts but the tailplane is divided by the fuselage. The next aircraft is Brandenburg C.I (Z-A-4) without national insignia; then two Anatra biplanes with the Czechoslovakian flag insignia, and finally what looks like a glider.
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
«Анасаль»в авиационном музее города Прага
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
Детали музейного «Анасаль». Хорошо виден кольцевой выхлопной коллектор двигателя и кольцо стандартной пулеметной турели, используемой на немецких и австрийских самолетах
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
«Анасаль», используемый в качестве артиллерийской мишени на 1-м морском полигоне «Ржевка» под Ленинградом. 1923-26 гг.
М.Маслов - Русские самолеты 1914-1917
Анатра "Анасаль"
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
Анатра "Анасаль"
В.Кондратьев - Самолеты первой мировой войны
Анатра "Анасаль"
P.Grosz, G.Haddow, P.Shiemer - Austro-Hungarian Army Aircraft of World War One /Flying Machines/
Anatra C.I Series 010