В.Кондратьев Самолеты первой мировой войны
Первый французский тяжелый бомбардировщик разработала в 1915 году известная авиастроительная фирма Моран-Солнье. Самолет, названный "Моран-Солнье S", представлял собой крупный (размах крыльев 26 м) двухмоторный трехместный биплан с 220-сильными двигателями "Рено". По конструкции фюзеляжа и оперения он напоминал сильно увеличенный в размерах "Моран-Монокок".
Прототип машины успешно прошел испытания и был рекомендован в серийное производство. Однако парламент Франции, утверждая смету военных расходов на очередной финансовый год, решил, что себестоимость машины слишком высока, и будет выгоднее купить лицензию на итальянский "Капрони". В результате "Моран-Солнье S" так и остался в одном экземпляре.
В конце 1915-го инженеры фирмы Моран-Солнье разработали уменьшенный почти в полтора раза и соответственно облегченный вариант предыдущей машины, обозначенный буквой "Т". Его оснастили двумя 80-сильными ротативными моторами "Рон". Аппарат предназначался в первую очередь для стратегической разведки, но мог применяться и в качестве фронтового бомбардировщика.
Самолет обращал на себя внимание оригинальной носовой стрелковой кабиной с множеством круглых иллюминаторов. Летные данные новой машины были на уровне предъявленных требований, но статические испытания показали недостаточную прочность хвостовой части фюзеляжа и оперения.
По устранении этих дефектов "Моран-Солнье Т" показали комиссии Департамента Аэронавтики. Та выставила машине оценку "удовлетворительно". В августе 1916-го фирма получила заказ на постройку 90 серийных экземпляров с двигателями повышенной мощности и видоизмененной кабиной носового стрелка.
"Моран-Солнье Т" впервые попал на фронт только в апреле 1917 года. К тому времени он уже считался морально устаревшим.
Самолет был весьма сложен в управлении и неустойчив из-за слишком задней центровки. К тому же в ходе эксплуатации выяснилось, что проблемы с хвостовым оперением по-прежнему дают себя знать.
Произошло несколько катастроф из-за отрыва руля высоты в полете. В конце концов, спустя полгода неудачный самолет сняли с вооружения.
За время своей недолгой фронтовой службы "Мораны-Солнье Т" состояли на вооружении шести французских разведэскадрилий западного фронта. К сожалению, не сохранилось данных о том, применялись ли эти машины в качестве бомбардировщиков.
ДВИГАТЕЛИ
Два "Рона" по 110 л.с.
ВООРУЖЕНИЕ
Две кольцевые турели с пулеметами "Льюис". Бомбовая нагрузка до 100 кг.
ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Размах, м 17,6
Длина, м 10,5
Площадь крыла, кв.м 100,0
Взлетный вес, кг 3772
Скорость максимальная, км/ч 137
Jane's All The World Aircraft 1919
MORANE BIPLANE.
Type Bimoteur "S" presented for trial February. 1916, with stationary cylinder Renault engines of 250 h.p each. Not put into production.
Speed: 145 kms. (96 miles) per hour. 3-seats. Useful load: 1.200 kilos. Weight: 3,000 kilos. Span: 26 m. Surface: 108 sq. m.
(Dimensions and performance practically Identical with that of the Gothas of 1917.)
Morane Biplane, Type Bimoteur "T"
First flown in 1914, it was not put Into production for reconnaissance until 1916. 80 h.p. Le Rhones.
Speed: 156 km.p.h. (97 m. per h). Span: 17.65 m (57 ft 11 in). Celling: 4,500 m. Useful load 640 kilos.