Самолеты (сортировка по:)
Страна Конструктор Название Год Фото Текст

Letord 1 - 6

Страна: Франция

Год: 1917

Бомбардировщик

Leroy et Marzollier - glider - 1910 - Франция<– –>Letord - 9B.N.2 - 1918 - Франция


В.Кондратьев Самолеты первой мировой войны


ЛЕТОР 1/2/4/5 / LETORD 1/2/4/5

   В апреле 1916 года французский Департамент Аэронавтики (министерство авиации) разработал документ, названный "Требования к трехместному армейскому аэроплану" - дальнему разведчику и бомбардировщику.
   В требованиях оговаривались летно-технические характеристики, примерные размеры и масса машины, а также - тип силовой установки (2 мотора "Испано-Сюиза"). В течение нескольких месяцев после выхода этого документа только малоизвестная фирма Летор выразила готовность создать машину, примерно соответствующую заложенным в нем данным. Работа над проектом велась в тесном контакте с полковником Дораном, одним из авторов "требований".
   Самолет, названный "Летор 1", появился в конце 1917-го. Это был довольно крупный трехстоечный цельнодеревянный биплан с полотняной обшивкой. Характерная особенность машины - заметный обратный вынос верхнего крыла для улучшения обзора вперед-вверх.
   Аэроплан получился вполне удачным, и с фирмой заключили контракт на выпуск 390 серийных экземпляров. Реально было построено от 250 до 300 штук в четырех модификациях, различавшихся двигателями и оборудованием.
   В августе 1917-го на Западном фронте числилось 98 "Леторов", к ноябрю их количество возросло до 120. Самолеты поступали главным образом в "армейские" эскадрильи, то есть в авиачасти, приданные наземным армиям. При этом только одна такая эскадрилья была целиком оснащена "Леторами". Еще в двадцати восьми эти машины служили одновременно с другими типами("Фарманами", "Сальмсонами", "Сопвичами" т.д.).
   В основном "Леторы" выполняли разведывательные функции, но использовались также в качестве бомбардировщиков, транспортников и даже истребителей сопровождения. "Леторы" состояли на вооружении до конца войны, а затем применялись для перевозки грузов и почты.
  
  
МОДИФИКАЦИИ
  
   "Летор 1" - двигатели "Испано-Сюиза", 150 л.с.
   "Летор 2" - двигатели "Испано-Сюиза", 200 л.с.
   "Летор 4" - двигатели "Лоррен-Дитрих" 8А, 160 л.с. Самолет появился в декабре 1917-го. Большинство машин этой модификации служило в бомбардировочных эскадрильях.
   "Летор 5" - двигатели "Лоррен-Дитрих" 8Fb, 240 л.с. Наиболее энерговооруженная машина семейства "Леторов". Использовалась только как бомбардировщик. Внешним отличием этой версии было отсутствие носового противокапотажного колеса. Построен 51 экземпляр.
  
  
ВООРУЖЕНИЕ
  
   Две пулеметные турели с "Льюисами" и до 150 кг бомб.
  

ЛЕТНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
  
   Леторд Le.4 ВЗ
   Размах, м 17,70
   Длина, м 11,30
   Высота, м 3,55
   Площадь крыла, кв.м 55,10
   Сухой вес, кг 1320
   Взлетный вес, кг 2186
   Двигатель: "Лоррен Дитрих"
   мощность, л. с. 160
   Скорость максимальная, км/ч 132
   Дальность полета, км 350
   Продолжительность полета, час,мин 3,0
   Время набора высоты, мин/м 25/3000
   Потолок, м 5200
   Экипаж, чел. 3
   Вооружение 2-4 пулемета
   150 кг бомб


А.Шепс Самолеты Первой мировой войны. Страны Антанты


Леторд Lе.4 1916 г.

   Французские военные позднее, чем союзники, пришли к выводу о необходимости иметь двухмоторные тяжелые самолеты для целей дальней разведки и бомбовых ударов по тылам противника. И если "Кодрон" пошел по пути укрупнения одномоторного G-III, так появился G-IV, то фирма "Леторд" создала новый самолет. Это был трехстоечный биплан, выполненный по схеме, ставшей почти классической для двухмоторных самолетов. Фюзеляж имел деревянные стрингеры и шпангоуты с растяжками из стальной проволоки и обтягивался полотном. В носовой части устанавливалась турельная установка стрелкабомбардира. Кабина пилота располагалась на уровне задней кромки верхнего крыла, в котором для улучшения обзора делался вырез. За ней располагалась турельная установка стрелка-наблюдателя. Крыло двухлонжеронное, деревянной конструкции, обтянутое полотном. Крайние стойки деревянные, а растяжки изготавливались из рояльной проволоки, на последних машинах - из стального троса. Для обеспечения обзора вниз для пилота и необходимой центровки нижнее крыло имело значительный вынос вперед по сравнению с верхним, что было довольно необычным для того времени. Двигатели 8-цилиндровые, рядные, V-образные, жидкостного охлаждения "Лоррен-Дитрих" мощностью от 150 до 240 л. с. устанавливались на нижнем крыле и крепились к крылу и фюзеляжу стальными стойками и раскосами. Оперение обычной конструкции. Стабилизатор, киль и рулевые поверхности имели деревянную конструкцию и обтягивались полотном. Трехстоечное шасси оборудовалось шнуровой резиновой амортизацией. В носовой части фюзеляжа устанавливалось на пирамидальных стойках носовое колесо. Под двигателями на V-образных стойках с коротким полозом располагались две двухколесные тележки. В хвостовой части фюзеляжа устанавливался костыль. Вооружение состояло из двух-четырех 7,69-мм пулеметов "Льюис". Под крылом подвешивалось 150 кг бомб. Самолет выпускался небольшими сериями (реально построено 250 штук), отличавшимися двигателями, вооружением и оборудованием. Серии обозначались Lе.1, Lе.2, Lе.4 и Le.5. Используя большой потолок полета машины, недостижимой для истребителей, французское командование применяло самолеты "Леторд" как разведчики и фоторазведчики (в последнем случае в кабине бомбардира устанавливался аэрофотоаппарат).


W.Green, G.Swanborough The Complete Book of Fighters


LETORD 6 France

   Derived from the Letord 3 Bn3 three-seat night bomber for use in the escort fighter role, the Letord 6 Ca3 prototype was completed late in 1917 and entered flight test in January 1918. Like its bomber counterpart, the Letord 6 was a four-bay equi-span biplane with negative wing stagger. Powered by two 220 hp Hispano-Suiza 8Be eight-cylinder water-cooled engines, it carried a pilot and two gunners, the nose gunner being provided with a 37-mm Hotchkiss cannon and the dorsal gunner having a single 7,7-mm Lewis gun. The Letord 6 was undoubtedly obsolescent in concept by the time that it entered test, and development appears to have been discontinued at an early stage.

Max speed, (approx) 93 mph (150 km/h).
Span, 58 ft 10 2/3 in (17,95 m).
Length, 36 ft 3 in (11,05 m).
Height, 11 ft 5 3/4 in (3,50 m).
Wing area, 742.73 sq ft (69,00 m2).

В.Кондратьев - Самолеты первой мировой войны
Letord Le-2 A3, ВВС Франции, 1918г.
А.Шепс - Самолеты Первой мировой войны. Страны Антанты
Средний фронтовой бомбардировщик Леторд Le.4B3 Групп Бомбардимент де Жур ВВС Франции (1917г.)
В.Обухович, А.Никифоров - Самолеты Первой Мировой войны
Летор Le-5
В.Кондратьев - Самолеты первой мировой войны
"Летор 2"
Jane's All The World Aircraft 1919 /Jane's/
Side View of the Letord Twin-Engined Biplane, type V. (type 4 ???)
Jane's All The World Aircraft 1919 /Jane's/
Le-4 имел противокапотажное носовое колесо, двигатели Испано-Сюиза с бочкообразными радиаторами Ламблена и турели ТО4 в кабинах стрелков. / The Letord type V (type 4 ???) Twin-Engined Bomber.
В.Кондратьев - Самолеты первой мировой войны
"Летор 5"
Журнал - Flight за 1918 г.
Some aeroplanes of the Fifth Army of France: Letord.
W.Green, G.Swanborough - The Complete Book of Fighters
The Letord 6 derivative of the Letord 3.
В.Кондратьев - Самолеты первой мировой войны
"Летор 4"