Самолеты (сортировка по:)
Страна Конструктор Название Год Фото Текст

Сикорский С-16 / С-XVI

Страна: Россия

Год: 1914

Истребитель

Сикорский - Илья Муромец серии Б - 1914 - Россия<– –>Сикорский - Илья Муромец серии В - 1915 - Россия


М.Маслов Русские самолеты 1914-1917


С-16 (РБВЗ C-XVI)

  Этот самолет разрабатывался Сикорским осенью 1914 г. в соответствии с заказом Военного ведомства на пять двухместных учебных бипланов, включенных в общее количество строящихся на РБВЗ "легких" аппаратов (45 экземпляров). Самолет, получивший обозначение С-16, представлял собой нормальный одностоечный биплан с двигателем "Рон" 80 л.с.
  Первые три опытных образца были готовы весной 1915 г. Один - заводской № 154 - отличался небольшой стреловидностью крыльев, два других - заводские № 155 и 156 - стреловидности не имели, но обладали увеличенным поперечным V крыльев. Все три аппарата отличались наличием элеронов на верхнем и нижнем крыле.
  Эксплуатация, начавшаяся летом 1915 г. в Эскадре воздушных кораблей, выявила их положительные летные данные, поэтому очередной заказ, оформленный в октябре 1915 г. составил 15 С-16 (т.е. весь заказ, вместе с ранее поставленными тремя самолетами, составил 18 экземпляров).
  Если поначалу С-16 предполагались для тренировки летчиков самолетов "Илья Муромец" и выполнения ближней разведки, то с развитием боевых действий специализация их изменилась. Теперь С-16 требовались для защиты Эскадры воздушных кораблей на месте базирования и для сопровождения бомбардировщиков в ходе следования их на боевое задание. Для этой цели на левом борту фюзеляжа С-16 разместили пулемет "Виккерс", оборудованный синхронизатором Лаврова. Одновременно у серийных С-16 изменилась форма хвостового оперения, площадь крыльев увеличилась за счет увеличения размаха верхнего крыла. Элероны в серийных самолетах имелись только на верхнем крыле.
  Часть построенных истребителей досталась Эскадре, по три самолета поступили в формируемые 7-й и 12-й истребительные авиаотряды.
  В апреле 1916 г. 7-й истребительный отряд включился в активные боевые действия, действуя с аэродрома в районе местечка Яблонов в Галиции. Ряд успешных боев, в котором летчики заявляли о сбитых вражеских самолетах, сопровождался своими неудачами и авариями. 27 апреля 1916 г. прапорщик Гильшер вылетел вторично после удачного воздушного боя. На борту С-16 (заводской № 201) кроме него находился прапорщик Квасников. Возможно, в предыдущем боевом столкновении самолет получил какие-либо повреждения, ибо в районе линии фронта заклинило управление элеронами и машина сорвалась в штопор. В результате падения № 201 оказался разбит, но экипаж, несмотря на полученные ранения, остался жив.
  Последние из 18 заказанных С-16 были сданы к середине 1916 г. Примерно в этот период все поступившие новые и оставшиеся машины этого типа передали в Эскадру воздушных кораблей. В начале 1917 г. здесь использовалось более десятка С-16, к концу года их оставалось не более шести экземпляров. Один самолет, заводской № 202, летал до 1918 г.
  В связи с острой потребностью самолетов- истребителей для Эскадры воздушных кораблей, в начале 1916 г. на РБВЗ заложили новую серию С-16 в количестве 15 экземпляров. Первый самолет из этой партии, заводской № 246, изготовили в августе 1916 г., после чего его отправили для опытной эксплуатации. Этот аппарат, получивший обозначение С-16з, стал лицом новой модификации с измененной коробкой крыльев, с обтекателем за местом пилотов и с размещением пулемета "Кольт" над верхним крылом. Контракт на поставку всей партии в 15 экземпляров был окончательно оформлен 4 января 1917 г. На деле поставка, по причине отсутствия двигателей, затянулась до осени и в связи с начавшимися революционными беспорядками казалась бесперспективной. Лишь в мае 1919 г. два С-16з поступили в Московскую школу авиации и еще пять (три в 1919 г. и два в 1920 г.) в Дивизион воздушных кораблей в Сарапуле. В Дивизионе самолеты использовались как учебные до 1922 г.


Летные и технические характеристики||С-16 (№ 201-215)/С-16з(№ 246-260)
Размах верхнего крыла (м)||8,8/8,4
Размах нижнего крыла (м)||7,9/7,9
Длина (м)||7,0/7,0
Площадь крыльев (м2)||25,36/23,5
Вес пустого (кг.)||420/?
Полетный вес (кг)||690/670
Полетная скорость (км/час)||153/?


А.Шепс Самолеты Первой мировой войны. Страны Антанты


С-16 1915 г.

  Появление этой машины было вызвано необходимостью прикрытия тяжелых бомбардировщиков типа "Илья Муромец" и аэродромов их базирования от атак неприятельских самолетов.
  В принципе, это был первый в мире истребитель сопровождения, построенный специально для этих целей. Совершив свой первый полет летом 1915 года, машина осенью была принята к серийному производству. Однако нехватка моторов привела к тому, что самолет передавался в авиаотряды очень медленно. Вооружение на готовые машины устанавливалось в войсках, что также вело к задержкам в боевом использовании. К концу 1916 года машина уже устарела. К тому же, недостатком самолета изначально был малый радиус действия. На последние самолеты устанавливали более мощные двигатели "Рон" (120 л. с.), что позволило довести скорость С-16 до 150 км/ч. Но в 1917 году это было уже недостаточным. И все жe машина оказалась долгожителем и
несколько машин завершили службу в РККА в 1923 году.
  Следует отметить, что С-16 был как бы дополнительной нагрузкой РБВЗ, а основное внимание уделялось производству "Муромцев".
  Это был одностоечный одно- или двухместный биплан. Фюзеляж изготавливался из дерева. Стрингеры, стойки и раскосы выполнялись из ясеневого бруса, расчалки - из стальной проволоки. Капот двигателя, смонтированного на металлической раме в носовой части, и передние панели фюзеляжа изготавливались из алюминиевого листа, хвостовая часть фюзеляжа обтягивалась полотном. Самолеты последних серий имели металлический гаргрот, что улучшило аэродинамику машины. В двухместном варианте места пилота и наблюдателя располагались рядом.
  Крыло трехлонжеронное, деревянной конструкции. Обтяжка крыла двухсторонняя, полотном. Элероны на верхних и нижних плоскостях были как у всех самолетов. Некоторые машины оборудовались элеронами только на верхнем крыле, но с увеличенной площадью и размерами. Стойки крыла деревянные, растяжка - стальной трос диаметром 2 мм. Оперение обычного типа со стабилизатором и небольшим килем. Рулевые поверхности не имели профиля. Все оперение цельнодеревянной конструкции обтягивалось полотном. Шасси "фармановского" типа с двумя спарками колес на рамах из стальных каплевидных труб с растяжками. Костыль был либо деревянным, либо стальным. Амортизация шнуровая резиновая, двигатели 7- и 9-цилиндровые, воздушного охлаждения, ротативные, звездообразные "Гном" (80 л. с.), "ГномМоносупап" (100 л. с.) или "Рон" (120 л. с.). Топливные баки монтировались между двигателем и кабиной и под сиденьем летчика. Вооружение - 7,71-мм пулемет "Виккерс", первоначально с обтекателями, позднее - синхронный.


В.Шавров История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.


Самолет С-XVI (С-16). Это одностоечный двухместной биплан с сиденьями рядом, с двигателем "Гном" в 80 л. с. при довольно большой площади крыльев, с шасси фармановского типа. На одном экземпляре с двигателем "Калеп" в 60 л. с. верхнее крыло было увеличено на 2 м2. При этом элероны на нижнем крыле были упразднены, а на верхнем сильно увеличены. Вооружение - синхронный пулемет; иногда устанавливался еще и подвижный пулемет, направленный назад.

Самолет создавался как истребитель сопровождения для охраны "Муромцев" в воздухе, а также для прикрытия их аэродромов базирования. Выпущен он был в конце 1915 г. Всего было построено 18 самолетов в январе-марте 1916 г. и еще несколько в 1917 г. Самолеты С-XVI применялись главным образом позже, уже в гражданской войне и существовали до 1923 г.

   Гидросамолет И. И. Сикорского С-XVI поплавковый. Один экземпляр этого самолета в 1916 г. был установлен на поплавки такого же типа, как и на самолете С-5а. Гидросамолет испытывался, но себя не оправдал.


Самолет||С-XVI
Год выпуска||1915
Количество двигателей||1
Двигатель, марка||<Гном>
   Мощность||80
Длина самолета, м||5,9
Размах крыла, м||8
Площадь крыла, м2||25,3
Масса пустого, кг||407
Масса топлива+ масла, кг||96
Масса полной нагрузки, кг||270
Полетная масса, кг||676
Удельная нагрузка на крыло, кг/м2||26,7
Удельная нагрузка на мощность, кг/лс||8,5
Весовая отдача, %||40
Скорость максимальная у земли, км/ч||120
Время набора высоты||
   1000 м, мин||8
   3000 м, мин||40
Потолок практический, м||3500


W.Green, G.Swanborough The Complete Book of Fighters


RBVZ S-XVI Russia

  Conceived in response to a demand for an escort fighter for the Ilya Muromets bombers and similarly built by the RBVZ (Russko-Baltiiskii Vagonnyi Zavod - Russo-Baltic Wagon Works), the S-XVI was an equi-span single-bay two-seat biplane designed by Igor I Sikorsky. Of wooden construction, the S-XVI accommodated its two crew members in slightly staggered side-by-side seats and was noteworthy in utilising the Lavrov-developed synchronisation gear for its single 7.7-mm gun. It was, in fact, one of the world’s first fighters to possess gun-synchronising equipment. Intended to be powered by a 100 hp Le Rhone rotary, the first S-XVI was completed on 6 February 1915 with an 80 hp Gnome rotary because of the non-availability of the more powerful engine. Two more S-XVIs were delivered in the following month and a contract for 18 was placed with the RBVZ on 17 December 1915, these being delivered between January and March 1916. Although highly manoeuvrable, the S-XVI possessed a comparatively poor performance because of insufficient power. A further small batch of S-XVIs was completed in 1917, some being used during the Revolution and examples remaining in service until 1923. One S-XVI was fitted with a 60 hp Kalep rotary engine, had an enlarged upper wing (by 21.53 sq ft/2,0 m2) and lacked the lower-wing ailerons of the standard model. Another was unsuccessfully tested with floats and others were operated with ski undercarriages. Several were fitted with a 7.7-mm gun above the upper wing to supplement the synchronised weapon.

Max speed, 75 mph (120 km/h).
Time to 3,280 ft (1 000 m), 8.0 min.
Empty weight, 897 lb (407 kg).
Loaded weight, 1,490 lb (676 kg).
Span, 27 ft 6 3/4 in (8,40 m).
Length, 20 ft 4 in (6,20 m).
Height, 9 ft 1 1/2 in (2,78 m).
Wing area, 272.98 sq ft (25,36 m2).


H.Nowarra, G.Duval Russian Civil and Military Aircraft 1884-1969


At the beginning of 1915 the first Sikorski S.16 two-seater biplane scout emerged from the Russo-Baltic Works, designed to fill a requirement for an ‘Ilya Muromets’ escort fighter, although the bombers were soon to prove quite capable of looking after themselves. The S.16 was a small machine, having a wingspan of only 27 ft. 6 in., and unusual in that both pilot and observer were seated one behind the other in a single cockpit. The specification had called for a 90-110 h.p. Le Rhone rotary engine, but since these power units were in short supply and the S.16 was somewhat experimental, the 80 h.p. Gnome engine had to be installed, and once again an excellent Sikorski design suffered the effects of underpowering. Two more examples were completed in March, 1915, and delivered for trials to the bomber squadron where the pilots received them with enthusiasm, no doubt pleased to fly an aircraft which did not require large amounts of muscular effort.
  In September a Government contract was signed with the R.B.V.Z. for eighteen S.16 aircraft, the first being delivered in December and seven more at the beginning of 1916. Unfortunately, by this time, the S.16 was outclassed by the German Fokker D.II and D.III, and following a highly critical report made by a member of the Russian Parliament, further production was halted. Alternatively fitted with a 100 h.p. engine and with the Russian-manufactured 60 h.p. Kalep engine, the S.16 was interesting in many respects - its propeller was designed by Professor Zhukovski, the most important point being that it provided one of the world’s first examples of an aircraft armed with a machine gun synchronised to fire through the propeller disc, the synchronising gear having been designed by Lavrov, an ‘Ilya Muromets’ pilot and engineer. Other Russians were working on this type of device, notably Smyslov for the Dux Works and Lt.-Cdr. V. V. Dybovski, the latter collaborating with Warrant Officer F. W. Scarff to produce an efficient gear used on early Sopwith 1 1/2 Strutter aircraft.
  It should be mentioned that the Lavrov gear was far from perfect, suffering numerous failures when in use, this presumably being the reason for some S.16s having a Lewis gun on an upper wing mounting in addition to the fixed gun with Lavrov gear. Among the S.16s produced, several structural differences were apparent, some machines having ailerons on upper and lower wings and a raked fin and rudder, others with ailerons on the upper wing only and a fin and rudder of curved profile. One machine was equipped with floats, and in winter conditions a ski undercarriage was generally fitted, as with other Russian aircraft. The S.16 had a good performance for its time, with a service ceiling of 10,000 ft. and a maximum speed of 73 m.p.h., but no record can be found of operational use, and although one or two S.16s may have been used at the Front, its probable role was that of a trainer and general-purpose aircraft. An armoured version of the S.16, the S.17, powered by a 150 h.p. Sunbeam engine and intended for ground attack duties, did not proceed beyond the prototype stage.

В.Кондратьев - Самолеты первой мировой войны
Сикорский C-16, "Эскадра воздушных кораблей", 1915г.
В.Кондратьев - Самолеты первой мировой войны
"Сикорский" С-16 из состава "Эскадры воздушных кораблей", аэродром "Яблонна", лето 1916г.
В.Обухович, А.Никифоров - Самолеты Первой Мировой войны
РБВЗ С-16
А.Шепс - Самолеты Первой мировой войны. Страны Антанты
Истребитель С-16 образца 1916г. Эскадры воздушных кораблей (1916г.)
А.Шепс - Самолеты Первой мировой войны. Страны Антанты
С-16 образца 1917г. 4-го авиаотряда (1917г.)
А.Шепс - Самолеты Первой мировой войны. Страны Антанты
С-16 образца 1917г. с гаргротом авиации РККА (1918г.)
В.Шавров - История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
Самолет Русско-Балтийского вагонного завода C-XVI
H.Nowarra, G.Duval - Russian Civil and Military Aircraft 1884-1969
The RBVZ S-XVI, the first fighter to be designed by Igor I Sikorsky.
The Sikorski S.16 2-seater fighter biplane in winter setting. The skis were interchangeable with wheels.
М.Маслов - Русские самолеты 1914-1917
С-16, заводской №155 с одним пилотом
В.Кондратьев - Самолеты первой мировой войны
Невооруженный С-16, принадлежавший "Эскадре воздушных кораблей", на лыжном шасси. Зима 1916 года.
В.Кондратьев - Самолеты первой мировой войны
Невооруженный С-16 из "Эскадры воздушных кораблей" на колесном шасси.
H.Nowarra, G.Duval - Russian Civil and Military Aircraft 1884-1969
С-16 с синхронным пулеметом "Виккерс".
A Gnome-powered Sikorski S.16, with synchronised machine gun fitted to the port side of the nose cowling.
В.Обухович, А.Никифоров - Самолеты Первой Мировой войны
М.Маслов - Русские самолеты 1914-1917
С-16з, собранный в Сарапуле для "красного" Дивизиона воздушных кораблей
H.Nowarra, G.Duval - Russian Civil and Military Aircraft 1884-1969
Sikorski's S.16 fighter. This particular aircraft han increased upper wing area and no armament.
М.Маслов - Русские самолеты 1914-1917
Сборка первого С-16з второй серии, заводской № 246 в помещении РБВЗ летом 1916 г.
В.Шавров - История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
В.Кондратьев - Самолеты первой мировой войны
Сикорский С-16
М.Маслов - Русские самолеты 1914-1917
W.Green, G.Swanborough - The Complete Book of Fighters