Самолеты (сортировка по:)
Страна Конструктор Название Год Фото Текст

Моска, Быстрицкий МБ / МБ бис

Страна: Россия

Год: 1915

Истребитель

Мороз К.Е. - Геликоптер - 1910 - Россия<– –>МТУ - ИТУ - 1911 - Россия


М.Маслов Русские самолеты Первой Мировой (Эксмо)


Самолеты Ф.Э. Моска

   В 1912 г. русские авиаторы Макс Лерхе и Георгий Янковский, находясь в Италии, уговорили авиамеханика фирмы «Савойя» Франческо Эвджисто Моска отправиться в Россию для организации совместного производства летательных аппаратов. По прибытию в Россию Моска устроился работать на московском авиазаводе «Дукс», где участвовал в совершенствовании выпускаемых предприятием самолетов «Фарман» и «Ньюпор». Одновременно совместно с Лерхе и Янковским он строит моноплан «ЛЯМ» (обозначение по первым буквам фамилий участников), напоминающий моноплан Блерио.
   В 1914 г. Моска по предложению А.А. Безобразова переходит работать в его мастерскую, где строится оригинальный триплан. В дальнейшем, после отбытия Безобразова на фронт, Моска получает ссуду от военного ведомства, организует свое производство и приступает к самостоятельному выпуску продукции.
   К лету 1915 г. по своему проекту Моска создает двухместный моноплан, оснащенный ротативным двигателем «Гном» мощностью 50 л.с. Самолет во многом напоминал распространенные в русской авиации монопланы «Моран-Ж» и «Моран L», однако на опытном образце имел нормальное хвостовое оперение, оборудованное килем и стабилизатором. Крыло было слегка приподнято над фюзеляжем, со значительным вырезом в центральной его части для облегчения посадки экипажа и наилучшего обзора в воздухе. Особенностью аппарата являлась возможность быстрой его сборки и разборки для последующей транспортировки. Удобство технического обслуживания фюзеляжа достигалось боковыми съемными панелями и откидываемым верхним гротом из фанеры. Этот грот поначалу стягивался кожаными ремнями (подобно тому, как это делалось на капотах автомобильных двигателей), впоследствии для его крепления использовалось шомпольное соединение.
   После изготовления моноплан получил обозначение МБ - Моска-Быстрицкий.
   Роль штабс-капитана Быстрицкого в этом необычном творческом тандеме определялась вполне прозаически - обеспечение заказов от военного ведомства. Впоследствии Быстрицкий участвовал в работе русской военной миссии, осуществлявшей получение военного имущества во Франции. Представитель русского генерального штаба в Париже, граф А.А. Игнатьев в своей знаменитой книге «Пятьдесят лет в строю» так описал эту колоритную фигуру: «Летчиком Быстрицкий не был, однако в делах снабжения оказался большим ловкачом. Внешне дисциплинированный, а по существу натура анархическая, Быстрицкий, как человек пронырливый, нашел новые средства для получения разрешения на заказы от французского правительства, до которых мы ... не додумались».
   Испытания моноплана МБ прошли вполне успешно и 29 октября 1915 г. завод Ф. Моска подписал контракт с военным ведомством на поставку 10 самолетов типа МБ (№1 - №10). Машины сдали до середины 1916 г., при этом они определялись как самолеты-истребители, хотя сведений об их вооружении не имеется. Основным отличием серийных машин явилось хвостовое оперение оригинальной формы в виде крыла мотылька, снабженное лишь рулями высоты и поворота.
   В соответствии с решением ставки верховного командования о формировании в начале 1916 г. 12 истребительных отрядов двухместные МБ поступили во вновь формируемые соединения для обучения и тренировки. С этого момента Моска-МБ эпизодически упоминаются в отчетах действующих частей. В частности, одна машина (серийный №2) поступила в формируемый в этот период в Киеве 7-й истребительный авиаотряд, имеющий на снабжении самолеты типа «Моран» и Сикорский С-16. В период боевых действий 7-го иао в районе Яблонов в Галиции на этом аппарате летал вольноопределяющийся Янченко.
   Летом 1916 г. на базе двухместного МБ создается одноместный вариант - МБ бис. Этот аппарат имел меньший размах и площадь крыла, усиленную конструкцию, оснащался двигателем «Рон» мощностью 80 л.с. В начале июня 1916 г. одноместный МБ бис облетали летчики Е. Крутень и К. Арцеулов.
   Поначалу, МБ бис вооружили пулеметом «Льюис», установленным под центральной пирамидой крыла. Стрельба велась под углом вверх, поверх диска вращающегося воздушного винта. Позднее на заводе Моска отработали установку прапорщика Кулебакина - кулачковый механизм, связанный с металлическими отсекателями в виде призм, представляющий собой упрощенный синхронизатор. Установку Кулебакина, т.н. «отклонитель» предполагалось внедрить с 3-й серии истребителей МБ бис уже в 1917 г. В период 23-28 июня 1917 г. «отклонитель» Кулебакина, адаптированный под пулемет «Кольт» и смонтированный на МБ бис, был испытан на Ходынском стрельбище. Согласно подготовленному акту (№ 6094) вес устройства составлял около 12 фунтов. В акте указывалось, что «отклонитель» не ведет к уменьшению оборотов двигателя, при стрельбе из пулемета число отклоненных пуль составляло 10- 12% от общего расхода патронов, «работа отклонителя была безупречна; ни винт, ни аппарат, ни летчик повреждений не имели; после спуска на аэродром отклонитель и передача остались в нормальном состоянии». Впрочем, несмотря на столь положительные отзывы сведений о внедрении изобретения Кулебакина в практическую жизнь не обнаружено.
   Появление истребителя МБ бис совпало с расширением завода Моска. К середине 1916 г. общее количество цехов возросло до 10, количество рабочих превысило 140 человек (к концу года насчитывалось 310 человек). Основное производство, согласно справке, подготовленной уже весной 1917 года, находилось «в селе Всехсвятском, за Петровским парком, в 20 минутах ходьбы от конечной остановки трамваев №6 и №13 (расстояние около 2 верст) и 1,5 верст от «Подмосковной станции» Виндавско-Рыбинской железной дороги». В той же справке указывался и адрес предприятия: Москва, 5-7 почтовое отделение, Новопроектированный переулок, д.21. Спустя годы переулок стал называться Авиационным, предприятие именовалось сначала авиазаводом №25, а затем, после объединения авиазаводом №39.
   Расширение производства на заводе Моска связано было с очередными заказами, полученными от военного ведомства.
   Уже 17 июня 1916 г. последовало заключение контракта на 15 бипланов «Фарман-IV» (зав. №25-№39) в комплекте с упаковочными ящиками по цене 4875 рублей за один аппарат.
   27 июля 1916 г. последовал контракт на 12 истребителей МБ бис (зав. №13-№24) в комплекте с двумя воздушными винтами, пулеметной установкой и упаковочным ящиком по цене 11 672 рубля за один аппарат. Отсутствующие серийные №11 и №12 закрепились, по всей вероятности, за опытными двухместным и одноместным аппаратами.
   Более ранние серийные номера МБ бис и соответствующая поздняя дата подписания контракта по сравнению с «Фарман-IV» свидетельствует о том, что истребители уже строились к этому моменту.
   Еще до того как указанные выше работы завершились, 11 октября 1916 г. Ф. Моска подписал контракт на 125 истребителей МБ бис по цене 11000 рублей за экземпляр. Уже в ноябре первые десять истребителей из этого заказа предстояло сдать военной приемке. В последующие месяцы предстояло сдавать по 15 экземпляров, а с апреля 1917 г. по 20 экземпляров МБ бис ежемесячно.
   В связи с острой необходимостью поставок армии новой авиатехники в декабре 1916 г. Особым совещанием по обороне МБ бис отнесли к предпочтительным типам и как истребитель рекомендовали к крупносерийной постройке. Однако трудности с обеспечением производства необходимыми материалами, а затем развернувшиеся в России в 1917 г. революционные события внесли свои коррективы в увеличение выпуска истребителей МБ бис.
   Заказанные в 1916 г. 12 МБ бис сдали к началу 1917 г., последние из 15 «Фарман-IV» сдали в феврале 1917 г. Дальнейшее выполнение заказов шло весьма медленно. К апрелю количество рабочих на заводе уменьшилось до 190-180 человек. До наступления летних событий заводу Моска удалось закончить еще 10 МБ бис из большого заказа (125 экз.).
   Начавшиеся летом 1917 г. волнения и забастовки, а также отсутствие оборотных средств, сырья и комплектующих изделий (в основном двигателей) поставили предприятие на грань краха. Конструктор и глава предприятия Франческо Моска вынужден был вернуться на родину. Какое-то время все хозяйство находилось под присмотром механика Котильона, однако вскоре вынужден был уехать и он. Задел производства использовали в 1917-18 г г. уже революционные власти. Точное количество сданных самолетов неизвестно, однако можно предположить, что на этом этапе их построили порядка полутора десятков, доведя, таким образом, суммарный выпуск самолетов Моска в двухместном и одноместном варианте до 50 экземпляров. Имеются сведения, что испытаниями последних выпущенных аппаратов занимался летчик Г. Братолюбов.
   Заводские мощности после национализации использовались для производства учебных самолетов А.А. Пороховщикова. Впоследствии, как уже говорилось, завод Франческо Моска получил наименование Государственного авиазавода (ГАЗ) №25. В 1926-28 гг. там работал конструктор Н.Н. Поликарпов.

Основные данные и характеристики самолетов Ф.Э.Моска
Двухместный МБ Одноместный МБ бис
   Размах крыла (м) 11.2 7,920
   Длина (м) 6,88 6,150
   Полетный вес (кг) 635 487
   Площадь крыла (м2) 18,0 12,1
   Полезная нагрузка (кг) 210 150
   Максимальная скорость у земли (км/ч ) 100 130
   Время набора высоты 2000 м (мин) 20 8,29


В.Кондратьев Самолеты первой мировой войны


"Моска" МБ бис

   Цельнодеревянный расчалочный моноплан со складывающимися на шарнирах плоскостями и оперением. Обшивка - полотно по всем поверхностям, кроме фанерного закабинного гаргрота.
   Истребители "Моска" МБ бис на русско-германском фронте, 1917 г.
Самолет разработан весной 1916 года российским конструктором и предпринимателем итальянского происхождения Франческо Моской, владельцем авиазавода в Москве, совместно с капитаном Быстрицким. МБ бис фактически являлся уменьшенным в размерах одноместным вариантом двухместного разведчика "Моска" МБ, также созданного Моской и Быстрицким несколькими месяцами ранее.
   В июле 1916-го машина прошла испытания и была рекомендована в серийное производство. Она оснащалась ротативным двигателем "Рон" мощностью 80 л.с. Вооружение составлял пулемет "Льюис", установленный перед кабиной под углом 45° вверх для стрельбы поверх винта. Такая установка, пригодная лишь для боя с неманеврирующими целями (например, разведчиками) при атаке их сзади-снизу, объяснялась отсутствием в России на тот момент достаточно надежных пулеметных синхронизаторов.
   На одном самолете в середине 1917г. испытывались так называемые "кулачки" или "отсекатели" Кулебакина, предназначенные для защиты винта от пуль курсового пулемета при отсутствии синхронизатора. "Кулачки", вырезанные из толстой стальной пластины, с помощью карданной передачи от мотора автоматически выдвигались из-под капота в момент прохождения лопасти напротив дульного среза пулемета. Испытания завершились успешно, пули при стрельбе рикошетировали от "кулачков", не повреждая винт, но по неизвестной причине на серийных машинах такие системы не устанавливались.
   Несмотря на то, что к середине 1916 года по своим летным и боевым характеристикам МБ бис уже считался морально устаревшим, острая нехватка истребителей в России заставила развернуть его серийное производство на заводе "Моска". Важным достоинством машины военные считали ее складную конструкцию, удобную при хранении и транспортировке.
   С января 1917 по февраль 1918 года построено около сотни МБ бис, однако лишь 25 из них в мае 1917-го были сданы военной приемке и отправлены на русско-германский фронт. Данных об их боевом применении не сохранилось. Остальные строились без вооружения и использовались в качестве учебно-тренировочных истребителей в московской и егорьевской летных школах. Последние экземпляры МБбис были списаны в начале 20-х годов.


А.Шепс Самолеты Первой мировой войны. Страны Антанты


"МБ" 1915 г.

   Вместе с А. А. Безобразовым, русским изобретателем, авиатор и конструктор Франческо Моска в мастерских на Ходынском поле в Москве в 1914 году начал строительство триплана с длинным узким крылом. Назначение машины - истребитель.
   С началом войны А. А. Безобразов отбыл на фронт, и работы закончил Ф. Э. Моска. Машина долго испытывалась, но из-за аварий так и не была закончена. Моска получил в 1914 году заказ на выпуск 75 учебных самолетов "Фарман-17", который был выполнен в 1915-1916 годах. В 1915-м им было начато строительство опытного истребителя и разведчика. Это был расчалочный высокоплан со складывающимся крылом и оперением.
   Фюзеляж прямоугольного сечения с деревянным каркасом и полотняным покрытием. Схема машины во многом повторяла конструкцию французского "Моран-G". Кабина пилота и наблюдателя располагалась за двигателем и топливным баком.
   Капот двигателя, открытый снизу, изготавливался из жести. Крыло двухлонжеронное, деревянной конструкции, крепилось к "кабану", стойкам шасси и дополнительной стойке тремя парами расчалок (две пары у "МБ-бис"). Оперение не имело ни стабилизатора, ни киля. Конструкция оперения была подобна конструкции крыла. Шасси обычной схемы со сплошной осью и резиновой шнуровой амортизацией. Двигатель первоначально 7-цилиндровый, воздушного охлаждения, ротативный "Гном" (50 л. с.), позднее аналогичные 9-цилиндровые "Рон" или "Клерже" (до 110 л. с.). Вооружение ставилось только на вариант "МБ-бис". Это были 7,62мм пулеметы "Льюис" или "Кольт". Особенностью самолета была конструкция крепления крыла. Между крылом и фюзеляжем были сделаны просветы для обеспечения обзора вниз. Это портило аэродинамику машины. Поэтому у последних машин эти просветы заделывались.

Модификации
   "МБ" - двухместный разведчик с двигателем "Гном" (50 л. с.) без вооружения. Построено 12 машин.
   "МБ-бис" - одноместный истребитель несколько меньших размеров, с более мощным двигателем "Рон" или "Клерже" и установленным перед кабиной пилота пулеметом. На винт ставились отсекатели, либо пулемет стрелял вне диска винта. Построено 50 машин этого типа. Использовался как истребитель и разведчик до 1918 года. После революции выпущено еще несколько машин из оставшегося на заводе задела.

   Осенью 1917 года Ф. Э. Моска вернулся в Италию.

Показатель МБ 1915 г. МБ-бис 1916 г.
   Размеры, м:
   длина • 6,10
   размах крыльев • 7,90
   высота • •
   Площадь крыла, м2 17,4 12,0
   Вес, кг:
   максимальный взлетный 610 487
   пустого 400 322
   Двигатель: «Гном» «Рон»
   мощность, л. с. 50 80
   Скорость, км/ч 100 130
   Потолок практический, м 1500 4000
   Экипаж, чел. 2 1
   Вооружение - 1 пулемет


В.Шавров История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.


Самолеты Моска. Итальянский авиатор, конструктор Франческо Эвджистович Моска прибыл в Россию в 1912 г., поступил на завод "Дукс" в Москве, где вскоре занял место основного проектировщика общих видов самолетов. В 1912 г. он участвовал в создании самолета ЛЯМ, в 1913 г. строил самолеты "Меллер" и другие. В 1914 г. ему предложил совместную работу А. А. Безобразов, начинавший тогда строить свой самолет-триплан. Ф. Э. Моска дал свое согласие, перешел к А. А. Безобразову и работал вместе с ним в его мастерских. В начале войны, когда А. А. Безобразов отбыл на фронт, Ф. Э. Моска договорился с военным ведомством о выполнения заказа на 75 экземпляров учебного самолета "Фарман-IV", получил авансы и начал самостоятельное производство. В течение 1915-1916 гг. на заводе "Моска" заказ на 75 "Фарманов" был выполнен. Кроме постройки этих самолетов. Ф. Э. Моска стал заниматься и опытным самолетостроением. В этом ему также помог военный приемщик на его заводе штабс-капитан Быстрицкий, который явился соавтором самолетов МБ и МБ бис, выпущенных в 1915-1916 гг.

   Осенью 1917 г. Ф. Э. Моска уехал к себе на родину.

   Самолет МБ ("Моска-Быстрицкий", "Моска-МБ" ). Это был расчалочный высокоплан, двухместный разведчик с двигателем "Гном" в 50 л. с. Крыло и оперение - складывающиеся для перевозки самолета на своих колесах по дорогам. Особенность самолетов Ф. Э. Моска - установка крыла над фюзеляжем для обеспечения обзора под крыло, которое делалось раздельным без центроплана. Это портило аэродинамику самолета, но сначала этого никто не замечал и лишь потом просветы между крыльями и фюзеляжем пришлось затянуть полотном. Было построено и сдано 12 самолетов, последние из которых летали еще в 1918 г.

   Истребитель "Моска-Б бис" (МБ бис) - переделанный из предыдущего одноместный, значительно меньших размеров, самолет с двигателем "Рон" или "Клерже". В нем также были складывающиеся при перевозке крылья и горизонтальное оперение, состоявшее из одного руля без стабилизатора. Самолет был вооружен одним пулеметом "Люис" или "Кольт" с отсекателями пуль на лопастях винта или же ось ствола была направлена поверх диска винта. Синхронизатора не было. Этот самолет хорошо летал и применялся в 1916 г. как истребитель, причем "результаты испытаний выяснили полное соответствие аппарата боевым требованиям", как было сказано в акте. Ф. Э. Моска получил субсидию в 50 тыс. руб. Во время гражданской войны самолет использовался для разнообразных целей. Выпущено было 50 экземпляров до 1918 г. и некоторое количество позже.


Самолет||/
Год выпуска||1915.1916
Количество двигателей||1/1
Двигатель, марка||/
   Мощность||50/80
Длина самолета, м||?/6,1
Размах крыла, м||?/7,9
Площадь крыла, м2||17,4/12
Масса пустого, кг||~400/322
Масса топлива+ масла, кг||50/55+14
Масса полной нагрузки, кг||210/165
Полетная масса, кг||610/487
Удельная нагрузка на крыло, кг/м2||35/40,6
Удельная нагрузка на мощность, кг/лс||12,2/6,1
Весовая отдача, %||34,5/34
Скорость максимальная у земли, км/ч||~ 100/130
Время набора высоты||
   1000 м, мин||20/3,5
   3000 м, мин||?/15
Потолок практический, м||1500/4000


W.Green, G.Swanborough The Complete Book of Fighters


MOSCA-B bis Russia

   During 1916, the MB Mosca-Bystritsky (Moskva-MB) developed a single-seat fighter derivative of its two- seat reconnaissance monoplane. Appreciably smaller and more powerful than the two-seater, the Mosca-B bis fighter retained such features as wing warping for lateral control and detachable flying surfaces permitting the aircraft to be towed along roads. Powered by either an 80 hp Le Rhone or Clerget rotary engine, the Mosca-B bis was delivered with either a 7,7-mm unsynchronised forward-firing machine gun with propeller-mounted steel bullet deflectors or, alternatively, with a similar weapon mounted above the cockpit and firing clear of the propeller disc. A total of 50 Mosca-B bis fighters had been built up to 1918, and a few additional aircraft of this type were reportedly built after the Revolution.

Max speed, 81 mph (130 km/h).
Time to 3,280 ft (1000 m), 3.5 min.
Empty weight, 710 lb (322 kg).
Loaded weight, 1,074 lb (487 kg).
Span, 25 ft 11 in (7,90 m).
Length, 20 ft 0 1/8 in (6,10 m).
Wing area, 129.17 sq ft (12,00 m2).

М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
Моска МБ
В.Кондратьев - Самолеты первой мировой войны
Моска МБ бис, ВВС России, 1917г.
В.Кондратьев - Самолеты первой мировой войны
"Моска" МБ бис, российский военно-воздушный флот, 1917г.
А.Шепс - Самолеты Первой мировой войны. Страны Антанты
Истребитель "МБ-бис" (1916г.)
А.Шепс - Самолеты Первой мировой войны. Страны Антанты
Разведчик/истребитель "МБ" (1915г.)
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
Первый опытный экземпляр МБ (Моска-Быстрицкий) на виде сбоку. Заметным его отличием от серийных образцов является хвостовое оперение с килем, снабженным рулем поворота, и наличие стабилизатора с рулями высоты
М.Маслов - Русские самолеты 1914-1917
Первый опытный самолет МБ (Моска-Быстрицкий) с двигателем 50 л.с. на аэродроме. В кабине Ш. Жильбер и Ф. Моска, у самолета капитан Быстрицкии. За воздушный винт держится неизвестный в шляпе
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
Первый опытный МБ (Моска-Быстрицкий) с двигателем «Гном» 50 л. с. на аэродроме. В кабине Ш. Жильбер и Ф. Моска, у самолета капитан Быстрицкий. За воздушный винт держится неизвестный
В.Шавров - История конструкций самолетов в СССР до 1938 г.
"Моска-Б" (у самолета Быстрицкий, к кабине сзади Ф. Моска)
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
Двухместный МБ (первый опытный) с теми же действующими лицами. В кабине очевидно Ф. Моска. На самолете хорошо видны кожаные ремни, стягивающие верхний грот фюзеляжа
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
Двухместный МБ, оснащенный 80-сильным «Гномом» на лыжном шасси. Непонятный предмет на центральной стойке-кабане крыльев является обыкновенными рукавицами, столь необходимыми механикам в зимнее время
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
Двухместный МБ
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
Первый опытный МБ бис летом 1916 г.
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
МВ бис, оборудованный пулеметом «Льюис», на русско-германском фронте, 1917 г. На дисках колес нанесена опознавательная русская кокарда
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
W.Green, G.Swanborough - The Complete Book of Fighters
The Mosca-B bis fighter was built in series with both Le Rhone and Clerget rotary engines.
В.Кондратьев - Самолеты первой мировой войны
МБ бис со сложенным для удобства транспортировки крылом и оперением
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
МВ бис со сложенными крыльями и хвостовым оперением подготовлен к транспортировке
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
Истребитель Моска МБ бис с пулеметом «Кольт» на правом борту фюзеляжа и отсекателем Кулебакина. Июнь 1917 г., аэродром Ходынка
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
МБ бис на Ходынском аэродроме летом 1917 г. Позади пилота за второй лонжерон крыла цепляется лохматый щенок - привычная картинка той поры
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
1918-19 гг. Двухместный Моска МБ в одном строю с самолетами «Моран» на московском аэродроме Ходынка. У фюзеляжа стоит инструктор-«моранист» А.И.Жуков (впоследствии один из известных советских летчиков-испытателей)
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
Московский аэродром Ходынка, 1918-19 гг. Двухместный Моска МБ в одном строю с самолетами «Моран». Видна большая часть аэродрома, относящаяся к московской школе авиации
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
Серийный Моска МВ отличался рулями высоты и поворота оригинальной формы при отсутствии киля и стабилизатора. Данный экземпляр с номером «300» встал на нос в результате неосторожного управления. Такое положение в русской авиации обычно называлось «встать на попа» или «свечой» («свечой» позднее называли вертикальный подъем аппарата)
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
Двухместный самолет МБ (Моска-Быстрицкий)
М.Маслов - Русские самолеты 1914-1917
Двухместный самолет МБ (Моска-Быстрицкий)
М.Маслов - Русские самолеты 1914-1917
Одноместный истребитель МБбис
М.Маслов - Русские самолеты Первой Мировой /Эксмо/
Одноместный истребитель МБ бис
Форум - Breguet's Aircraft Challenge /WWW/
В.Кондратьев - Самолеты первой мировой войны
Моска МБ бис